10 причин прививать детям любовь к чтению

10 причин прививать детям любовь к чтению

Несмотря на то что сегодня книга в качестве источника информации находится далеко не на лидирующих позициях, отрицать ее ценность для человека любого возраста было бы неправильным. Причем для формирующейся личности нелюбовь к чтению оборачивается гораздо более неприятными последствиями, ведь никакие гаджеты не научат ребенка сопереживать, анализировать и фантазировать. Что еще дают детям книги?

Фото с сайта fashionbookkids.ru

Чтение книг развивает фантазию и образное мышление

Мультфильмы предлагают ребенку конкретные образы, книги же заставляют его обращаться к собственной фантазии. Прочтение интересной истории дает возможность поразмыслить: а что было дальше с главными героями, похожи ли они на кого-то из знакомых, как бы они поступили в той или иной ситуации.

Одними размышлениями дело не ограничивается – полюбившаяся книга способна сподвигнуть и малыша, и подростка к полноценному творчеству – рисованию, лепке, написанию рассказов или каких-либо театральным проявлениям.

Чтение книг успокаивает и позволяет настроиться на отдых

Специалисты не устают повторять, что за час до сна следует прекратить использование любых гаджетов или просмотр телевизора, и почитать вместо этого книгу. Актуальна данная рекомендация в любой ситуации – чтобы расслабиться, отвлечься, откинуть дурные мысли, подойдет именно спокойное время, проведенное с толстым томиком.

Хорошая литература формирует вкус

Ребенок, воспитывающийся на добрых сказках Туве Янссон и Астрид Линдгрен, рассматривающий красивейшие иллюстрации в подарочных изданиях «Алисы в стране чудес» и «Щелкунчика», знакомый с «жемчужинами» детской литературы стран мира, вряд ли в сознательном возрасте переключится на низкопробные сериалы и пошлые комедии. Привитая с детства любовь к красоте языка, мудрым сюжетам и гармоничным иллюстрациям облагораживает человека и, несомненно, делает его жизнь лучше.

Книги развивают речь

Проводя время с книгой, ребенок, даже сам не замечая, запоминает законы литературного языка и обогащает свой словарный запас. В письменной речи используется гораздо больше редких и красивых слов, чем в устной, конструкции выстраиваются более ладно, а сами предложения кажутся очень «вкусными».

Регулярно читая, ребенок начинает применять полученный материал при общении, написании текстов и даже в мыслях. Многие дети также обретают навык автоматического выявления орфографических ошибок и значительно повышают свой уровень грамотности. Развитая речь, в свою очередь, не только облегчает процесс учебы, но и способствует лучшей коммуникации с окружающими.

Книги расширяют кругозор

Гораздо лучше, когда именно из книг дети получают большую часть информации об окружающем мире, а какие-то видеоматериалы уже являются дополнительным источником. Жизнь животных, биографии художников и музыкантов, история древнего мира, космические корабли, военная техника – увлекательную тематику удастся подобрать абсолютно для любого ребенка.

Современные энциклопедии, вдобавок, обладают красочными иллюстрациями, что только повышает интерес читающего человека к той или иной теме. Безусловно, расширяет кругозор и знания о жизни также художественная литература.

Книги учат добру и прививают моральные ценности

Данный пункт не требует дополнительных объяснений – благодаря книгам, дети начинают понимать ценность жизни, учатся дружить и любить, выясняют, как справляться с трудными ситуациями, осознают опасность трусости и лжи.

Совместное чтение формирует семейные традиции

Доказано, что во время совместного чтения между родителями и детьми создается прочная связь, сокращается дистанция и улучшается взаимопонимание. Привычка усаживаться вместе на диване, открывать красочную книгу и погружаться с головой в волшебный мир может сохраниться на долгие годы и, даже будучи взрослым, ребенок с удовольствием пристроится рядышком уже со своим собственным книжным томиком.

Книга может помочь решить психологические проблемы

Сказкотерапия активно используется при работе с детьми, но, чтобы разобраться с какими-то проблемами и страхами, даже не обязательно обращаться к специалистам. Вместе с родителем узнавая и анализируя правильно подобранные истории, ребенок получит возможность избавиться от стеснения, перестанет бояться темноты, справится с перееданием и другими сложностями.

Книга приучает размышлять и анализировать

Хорошая история – «обширное поле» для многочисленных вопросов и ситуаций для анализа. Почему персонажи поступили именно так? Имелся ли у них иной выбор? Как правильно надлежало бы повести в этой ситуации? Почему героев связывают именно такие отношения? Какова основная мысль всей истории?

Книги становятся прекрасным хобби

Привив ребенку любовь к чтению, родителю получится подарить ему интереснейшее развивающее хобби, которое останется с ним до конца жизни. Конечно, книга не отвернет полностью от соцсетей или игровой приставки, но можно будет быть уверенным, что хотя бы иногда вместо интернета выбор будет сделан в пользу литературы.

Современные дети не любят читать, тем самым, лишают себя возможности познать уникальный и неповторимый мир литературы и во многом улучшить свою жизнь. Задача родителей – помочь им не совершить такую ошибку.

Автор: Анна Сафронова,
специально для Mama66

Как привить ребёнку любовь к чтению?

Первыми словами Джабраиля к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) были: «Читай во имя Господа твоего, который сотворил все сущее…»(Аль-Алак, 1-й аят).

Большая часть молодёжи сомневается в пользе чтения. И мы можем заметить тенденцию одностороннего развития у таких людей. Они мало чем интересуется, у них пошлые темы для разговоров, заурядные мечты и посредственные цели. Всё это результат отсутствия в их жизни чтения.

Чтение — это один из важнейших когнитивных процессов (познание). Чтение является средством усвоения языка, общения, обмена информацией и идеями.

Ученые доказали, что во время чтения человек воодушевляется. А когда происходит душевный подъем, деменция и синдром Альцгеймера развиваются медленнее, что приводит к меньшей вероятности заболевания. Происходит это за счет постоянной активности и загруженности мозга, что в свою очередь не даёт потерять ему свою продуктивность.

В то время как вы внимательно вчитываетесь в сюжеты разных книг, вы запоминаете имена персонажей, их стремления, различные детали (пейзаж, обстановку, одежду, родословную героев и т.д.). Запоминая информацию, вы тренируете память.

Польза чтения не вызывает сомнений, так как у читающего человека развивается креативное мышление. Люди легче справляются с придумыванием новых идей, что положительно сказывается на карьере и отношениях.

Чтение повышает интеллект. Ученые из Королевского колледжа Лондона и университета Эдинбурга провели исследование. В ходе эксперимента специалисты установили, что между навыками чтения и когнитивными возможностями испытуемых прослеживается четкая зависимость. Иными словами, чем больше человек читает, тем лучше он развит как личность.

Но, во все времена, сложно было посадить ребёнка за книгу. Среднестатистический мальчик или девочка в прошлом проводили большую часть своего времени на улице. Они играли и много двигались. Редки были случаи, когда ребёнок уже с детства пристращался к чтению. Обычно это были дети меланхоличные и болеющие. Когда читающий ребёнок взрослел, он обладал огромным багажом знаний и становился выше по общественному положению того, кто не читал. Поэтому так завелось, что образование было прерогативой аристократии, и образованный человек управлял тем, у кого образования нет.

Если родители хотят сделать из своего ребёнка лидера им необходимо приучать его читать уже с детства.

Как привить ребенку любовь к чтению?

Психологи утверждают, что родители могут привить ребёнку любовь к чтению до 9 лет. Если не успеть, то дальше приучить читать ребенка будет трудно, почти невозможно. Поэтому приобщать малыша к книгам необходимо с самого раннего возраста, пока вы являетесь для него авторитетом, пока он вас слушает, вы можете легко направить его на верный путь.

Родители хотят для своих детей лучшего, поэтому им следует научить ребенка, как преуспеть в этой жизни. Во многом это зависит от умения читать и писать.

Процесс обучения должен начинаться дома, чтобы ребенок не просто научился письму и чтению, а полюбил книгу, получал от нее искреннее удовольствие и никогда с ней не расставался. Данная миссия возлагается исключительно на родителей, не на школьных учителей, как многие думают, а только на родителей. Родителям нужно читать детям книжки на ночь, отвечать на их вопросы, находить ответы в книгах и демонстрировать это, знакомить с шедеврами мировой литературы.

Ребёнок на раннем этапе своего развития полностью вверяет себя своему родителю. За всю жизнь человек никому так не доверяет, как своему родителю. Любое слово отца или матери – это закон и правило, которые должны выполняться беспрекословно и неукоснительно. Поэтому именно родителям предстоит развить у своих детей любовь к чтению.

Приучить ребёнка к чтению – задача не слишком уж сложная и решаемая. Нужно только избегать некоторых ошибок, а остальное произойдёт само собой, так как дети по природе своей очень любопытны и любознательны.

Избавьтесь от тех вещей, которые мешают вашему ребёнку сосредоточиться на чтении.

В детстве детям вообще интернет не нужен. Лет с 5-6, когда ребёнок идёт в школу, тогда ему можно открыть доступ во всемирную сеть. Просмотр телевизора полностью следует избегать. Нельзя одновременно быть и интеллигентным, читающим человеком, и любителем примитивных шоу. Вкус формируется с детства, поэтому постарайтесь привить ребенку любовь к качественным источникам информации. Когда дитя растёт, выбирайте ему образовательные программы в интернете и показывайте ему. Затем, ищите литературу на те темы, которые его заинтересовали, и ребёнок захочет читать.

ЛУЧШЕЕ ВОСПИТАНИЕ – ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ.

Если вы полагаете, что ваши дети станут утонченными и интеллигентными, а вы при этом будете вульгарным любителем пошлостей и сплетен, то вас ждёт неминуемое разочарование. Только личным примером можно воспитать ребёнка. И, если вы желаете видеть своего ребёнка за книгой чаще, чем в интернете, то сначала самому нужно стать человеком, который чаще читает, а не изучает профили в соц.сетях.

Регулярное чтение должно стать семейной традицией. Садитесь вместе всей семьёй и читайте. Можете читать вслух одну общую книгу, или пусть каждый читает свою книгу про себя.

Позвольте ребёнку выбирать.

Большая часть классических произведений писалась вовсе не для детей. Так зачем тогда в школе преподавать такую сложную литературу? Ведь дети из-за такого подхода начинают не то чтобы просто не любить читать, они начинают ненавидеть книги. Этот подход к преподаванию литературы, основанный на традиции, критикуют уже давно.

Но следует помнить, что задача школы – дать определённый багаж знаний, в который входит знакомство с опытом наших предков, включающий в себя и литературную классику, а прививать любовь к чтению, уже задача родителей.

Поэтому, чтобы ребёнок понимал классику, ему уже до первых походов в школу нужно много читать. Читайте детям сказки признанных писателей, советскую детскую литературу, современную литературу в различных интересных для ребёнка жанрах: приключения, фантастика, фэнтези и т.д. Главное, чтобы ребёнок читал не из-за того, что этого хотят его родители, а для удовольствия, чтобы ребенок понимал текст и всё, о чём он читает.

Обсуждайте прочитанное.

Ребёнок не должен оставаться один на один с тем, что он узнает из книг. Родители его наставники. Поощряйте ребёнка говорить о том, что он прочитал и задавать вопросы о том, что ему непонятно, обсуждать персонажей и события, их действия и поступки.

С опытом приходит мастерство. Одной из основных причин нелюбви людей к чтению, является слабый навык восприятия текстовой информации. Чем больше читает человек, тем быстрее мозг учится расшифровывать написанное. Для человека, который читает мало, чтение похоже на попытку посмотреть кинофильм в онлайн-режиме при ужасно низком подключении. Кадры подгружаются каждые несколько секунд, и от фильма не получаешь никакого удовольствия.

Но чем больше будет ребёнок читать, тем проще ему будет декодировать написанное в тексте, и тем больше энтузиазма он будет проявлять в дальнейшем. Вот почему так важно, чтобы он читал как можно больше, пусть это и будет “несерьёзная” литература. Его глазам предстоит сделать немалый пробег по строчкам, прежде чем он научится чтению лёгкому и непринуждённому, не утомляющему мозг. И тогда можно смело ожидать, что он начнёт переходить на более сложную литературу и сам начнёт знакомиться с классикой.

Вот несколько идей, как можно приобщить ребенка к чтению:

  • Начинайте читать ребенку вскоре после его рождения.
  • Выделяйте на чтение хотя бы 20-30 минут, но каждый день.
  • Читайте ребенку, когда он не занят. Ни в коем случае не отвлекайте его от игр (лучше всего перед сном).
  • Важно, чтобы ребенок сам ждал и предвкушал время чтения.
  • Читайте детям стихи и объясняйте их смысл.
  • Находите время на книги в любом месте, где бы вы ни оказались.
  • Дарите ребёнку книги (много, с картинками и без). Одну книгу для визуального удовольствия, а другую для интеллектуального развития.
  • Читайте в комфортном и уютном для ребенка месте.
  • Разрешите ребенку самому выбрать книгу, которую вы будете читать.
  • Возвращайтесь с ребенком к любимым книгам и перечитывайте их.
  • Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Нельзя заставлять ребёнка читать.
  • Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы.
  • Читайте с выражением и по ролям.
  • Старайтесь поправлять ребёнка самым незаметным образом.
  • Берите для первого чтения книжки яркие, с крупными буквами и картинками. Когда ребёнок подрастёт, выбирайте книги с интересным сюжетом.

Как привить любовь к чтению современным детям

Даже в читающей семье ребёнок может быть равнодушен к книгам. Психологи винят клиповое мышление — гаджеты, видеоролики, чаты, а учителя бьют тревогу, ведь чтение литературных произведений не только развивает речь и улучшает грамотность. Чтение художественной литературы — это часть жизни образованного человека. Так можно ли подрастающему поколению привить любовь к чтению?

Учитель русского языка и литературы, читатель детских книг Ольга Гвинджилия считает, что да. Что можно посоветовать родителям, которые мечтают приобщить ребёнка к книге?

  1. Читайте даже тогда, когда ребёнок ещё не знает букв. Словарный запас начинает формироваться с 10 месяцев, с двух лет дети воспринимают фразы как повествование, а с трёх сами становятся собеседниками. При этом родители часто не читают малышам. «Что толку? Всё равно маленькие не слушают книги!» — говорят они. Но это не совсем так. Дело в том, что фаза активного внимания ребёнка до полутора лет составляет всего порядка четырёх минут, и только к трём годам увеличивается до 20. Но даже в эти мизерные временные отрезки необходимо читать ребёнку, хотя бы короткие стихи и сказки. Так вы посеете в дошколятах семя любви к книгам.
  2. Покажите, как важно уметь читать в реальной жизни. Когда малыш освоил буквы, нужно продемонстрировать ему, что чтение — это увлекательно и полезно. Назидания бессмысленны: читай и вырастишь умным. Превращайте чтение в игру! Например, дайте ребёнку самостоятельно прочитать меню в кафе («Найди, есть ли здесь твой любимый шоколадный кекс») или вывески на домах («Мы придём, когда будем на улице Пушкина»).
  3. Предоставьте детям свободу выбора. Вообразите: мама купила ребёнку новенькую красивую книгу, а он несёт ей зачитанную до дыр «Муху-Цокотуху». Что будет правильным: спрятать уже порядком надоевшую взрослому старую книгу и настоять, чтобы ребёнок посмотрел новую? А может быть снова (пусть и в сто первый раз) прочитать то, что так нравится ребёнку? Вероятно, второе. Страсть к многократному перечитыванию естественна для детей, и обычно к 8 годам проходит сама собой. Если вы возьмёте на себя роль цензора и будете строго фильтровать, что читать, а что не читать ребёнку, вряд ли он вообще будет это делать. Даже когда в подростковом возрасте ребёнок станет зачитываться историями про инопланетян, старайтесь спокойно относиться к его текущим литературным пристрастиям. Ведь в конечном итоге любая книга полезна. Вкусы со временем изменятся, а любовь к чтению останется.
  4. Формируйте читательские привычки. У многих людей есть триггеры, благодаря которым они получают двойное удовольствие от чтения. Кто-то любит проводить пальцами по каждой новой странице, потому что так делала мама, а кто-то не мыслит знакомство с произведением без стакана молока, как в детстве. Помогите ребёнку сформировать свои собственные ритуалы. Например, попробуйте почитать с ним в ванной или возьмите за правило обсуждать каждую прочитанную книгу. Последнее, возможно, подтолкнёт его в будущем искать читающих друзей.
  5. Подавайте личный пример. Чем чаще ребёнок будет видеть вас за чтением, тем охотнее сам будет брать в руки книги. В нечитающих семьях дети очень быстро понимают: «Мама и папа не читают, и у них всё хорошо, зачем мне читать?» или «Маме с папой некогда читать, я тоже хожу в школу и на секцию, значит, мне тоже некогда, можно не читать». Ребёнок должен видеть пример — держите книгу в руках хотя бы 15 минут в день.

Ещё больше практических рекомендаций Ольги Гвинджилии вы получите на курсе Фоксфорда «Зачем современным детям читать?». На нём Ольга Витальевна, педагог с 30-летним стажем, будет говорить о том, как сегодня изменился круг детского чтения, что лучше читать детям и с детьми.

Содержание курса: 3 занятия по 1,5 часа.

Вы узнаете, как связаны возраст ребёнка и круг чтения, как подбирать книги, почему нужно обязательно читать стихи, зачем читать вслух и многое другое.

10 советов, как привить ребёнку любовь к чтению

Сейчас только ленивый не укажет на то, что современные дети очень мало читают. Но люди всегда делились на читающих и равнодушных к этому занятию. Ниже вы найдёте несколько советов, которые помогут развить любовь к книгам.

1. Начните с самого рождения

Уже с самого рождения читайте малышу. Он, конечно, ещё не будет ничего понимать. Но мамин голос, говорящий спокойные мелодичные строчки, для него очень важен. Особенно хорошо читать стихи. Короткие, простые. Или отрывки из больших произведений. За раз достаточно ограничиться 2 минутами.

Помните, что уже с 10 месяцев у малыша формируется словарный запас. И вы можете повлиять на его качество и количество посредством чтения. Уже к 3-м годам ребёнок не только активно слушает, понимает, но и сам говорит. В этом возрасте все прочитанные ему произведения он воспринимает, понимает или пытается понять смысл. Но больше 20 минут не стоит читать ребёнку, чтобы не утомлять его.

2. Чтение как игра

Аргументы, вроде «Почитай, и ты станешь самым умным!» для ребёнка не работают. «И что мне с этого?» – подумает малыш. А вот если вы устроите из чтения игру, то тут может проснуться интерес.

3. Не беспокойтесь о повторениях

Если ребёнок на протяжении нескольких лет просит вас прочесть одну и ту же книгу на ночь, не пытайтесь противостоять этому и не беспокойтесь. Возможно, эта книга символизирует для малыша психологический комфорт. У вас в детстве тоже могла быть такая книжка. Прочтите её сейчас и вы почувствуете то самое детское ощущение спокойствия и комфорта. Обычно в 8 лет у детей проходит желание о чтении одной и той же книги.

4. Заучивайте стихи

Начинайте учить с ребёнком стихи с самого раннего возраста. Пусть сначала это будут 2 строчки, но и это отличный старт. Лучший период для заучивания стихов и развития этого навыка возраст до 8 лет.

5. Позвольте ребёнку выбирать книги

Любая литература несёт в себе что-то полезное. Проза развивает речь, поэзия – ритм; знакомая книга создаёт ощущение комфорта, незнакомая учит новому; сказки развивают фантазию, а реалистичные книги – жизненный опыт.

У ребёнка может быть любимый жанр, писатель, модель повествования. Кто-то любит только короткие рассказы, а кто-то привязывается к героям из длинных повестей. Пусть ребёнок сам выбирает, какой литературой интересоваться.

6. Правильно аргументируйте

Слабо:

Эту книгу нужно прочесть для школы;

Мы давно не читали этот рассказ;

Эту книгу обязательно нужно прочесть;

Все читали это произведение;

Эта книга нравится всем детям.

Сильно:

Мне очень понравилась эта книга. Хотелось бы узнать твоё мнение о ней;

Эта книга автора, произведение которого тебе понравилось раньше;

Эта книга нравится главному актёру из твоего любимого фильма;

Эту книгу принесла к нам фея.

7. Читайте по ролям

Вы можете разыгрывать с детьми целые представления. А если книга очень понравится ребёнку, предложите ему выучить отрывок и, например, показать спектакль перед бабушкой. Это не только может очень понравится малышу, но и будет тренировать память, речь, развивать актёрские навыки и избавлять от зажастости на сцене.

8. Выбирайте правильный формат

Сюжет, безусловно, очень важен для любой книги. Но не менее важным является то, как ребёнок читает. Чтения с планшета может вызывать нарушения сна. Вы это знаете и по себе, если долго перед сном смотрите в экран телефона. Если выбираете электронную книгу, обратите внимание на те, что идут с экраном E — ink . А лучше всё же отдавать предпочтение старому бумажному варианту.

9. Организуйте правильное окружение

Конечно, никто не призывает выбирать ребёнку друзей. Но очень здорово, если у него есть хотя бы один читающий друг. Тогда шанс того, что сам малыш станет активнее интересоваться книгами, достаточно велик. Чтобы заинтересовать ребёнка и его друзей в чтении, предложите им создать совместную коллекцию книг. Можно придумать и другие стимулирующие мероприятия к чтению.

10. Читайте!

Многие родители стремятся развить в детях любовь к чтению. Среди них есть и те, что сами книги берут в руки крайне редко. Какой пример они подают детям и какой отдачи ждут? Ребёнок видит, что родители и так успешны, хоть и не читают. Что они заняты и просто не находят для этого времени. У малыша в голове складывается логическая цепочка: «Родители заняты и не находят время для чтения. Я тоже занят в кружках, секциях и школе. Значит, и мне читать не обязательно.» .

Чтобы не возникало таких ситуаций, вам обязательно нужно брать книгу в руки хотя бы на 15 минут в день. Чтобы ребёнок видел, как вы в этом заинтересованы. Только тогда дети смогут испытывать настоящий интерес к книгам, а не делать это просто для галочки.

11 советов, как привить ребенку любовь к чтению

Дата публикации 20 марта 2019 . Опубликовано в Статьи по воспитанию

Приучить ребенка к чтению с малых лет — важная задача для многих родителей. Книги могут научить малыша видеть разницу между добром и злом, понимать дружбу и многому другому. Также чтение пополняет словарный запас ребенка, расширяет его кругозор и является отличным поводом для него проводить больше времени вместе с родителями. Чтобы вызвать у малыша интерес к чтению, достаточно воспользоваться приведенными ниже советами.

11 советов, как привить ребенку любовь к чтению

1. Чтение в раннем возрасте. Конечно, до двух лет ребенок не будет ничего понимать, но в любом случае читать ему стоит. Это обусловлено тем, что малышу нравится слушать голоса родителей, они его успокаивают и помогают чувствовать себя ближе к родителям. Читать рекомендуется недолго — до десяти минут, по истечению этого времени ребенок теряет внимание и переключается на что-то другое.

2. Проще всего приучить малыша к чтению с помощью книжек-игрушек. Если таковых не имеется, то можно самостоятельно придумать игру с участием обычной книги.

3. Пусть ребенок сам выберет, что ему читать. Посетите магазин книг в Украине и пусть ребенок покажет, какая кига его заинтересовала. Любая литература будет для него полезной, даже сказки или короткие рассказы. Также ему может нравиться часто перечитывать одну и ту же книгу — это нормально.

4. Если малыша приходится уговаривать, не стоит приводить неубедительные доводы вроде «ты обязан это прочитать» или «все дети любят эту книгу». Лучше сказать о том, что книга очень интересная или один из родителей очень любил ее в таком же возрасте.

5. Пусть процесс чтения будет ассоциироваться у ребенка только с положительными эмоциями. К примеру, можно придумать какой-нибудь ритуал перед или во время чтения, а покупку книги превратить в интересный и приятный процесс. Стоит разрешить малышу самому рассматривать заинтересовавшие его книги, а вот покупать или нет — уже решение родителя.

6. Ребенок может начать проявлять интерес к книгам, если у него есть читающие друзья.

7. Разумеется, в первую очередь, родителям следует знакомить малыша с литературным миром на собственном примере. Пусть он увидит, что мама и папа любят читать и занимаются этим с заметным удовольствием.

8. Не нужно сразу же прекращать читать ребенку, когда он научится делать это самостоятельно. Лучше «разделить обязанности» и читать по очереди, это также научит его внимательно слушать, что, определенно, пригодится в школе.

9. Родителям необходимо обязательно обсуждать с детьми прочитанный текст или его отрывок. Это поможет малышам лучше понять суть рассказа, персонажей и их поступки. Также можно пофантазировать и вместе придумать продолжение истории или ее альтернативный конец.

10. Читать ребенку нужно с выражением, иначе он заскучает и быстро потеряет интерес к происходящему. Также стоит начинать чтение, когда он хочет этого.

11. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка читать или ставить ему ультиматум вроде «если ты не прочитаешь главу, то не получишь сладкого/не пойдешь гулять». Любовь к книгам такими способами привить не получится, а вот вызвать отторжение — вполне возможно.

11 советов, как привить детям любовь к чтению

Культура Книги

Содержание

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок любил читать, ведь ни одна другая нагрузка не является настолько полноценным и универсальным упражнением для развития мозга. Как же добиться того, чтобы желаемое стало явью?

В современном мире жить, не умея читать, невозможно. Благодаря книгам человек расширяет свои возможности, получает новые знания, приобретает социальный опыт, узнает себя и пытается понять других. Любовь к чтению повышает уверенность в своих силах, уровень грамотности и словарного запаса, развивает воображение и креативность, расширяет кругозор и формирует мировоззрение. Конкурс юных чтецов “Живая классика” является одним из способов популяризации детского чтения. А что кроме участия в литературном проекте может привить любовь к чтению? Способами делится детский писатель Анна Гончарова.

Читать вместе с ребенком

Когда малыш еще не знает, как складывать из букв слова, но взрослые регулярно дарят ему волшебство чтения, ребенок постепенно влюбляется в книги. Читать вслух можно по-разному – малышу перед сном или после обеда. Вместе с ребенком, когда он осваивает грамоту. Не бойтесь читать вслух школьнику – совместное чтение помогает легче усвоить школьную программу, сближает вас с ребенком и укрепляет любовь к книгам. Обязательно устраивайте семейные чтения – пусть каждый член семьи читает по очереди небольшой отрывок истории.

Читать самим

Сложно увлечь ребенка тем, чем мы сами не увлечены. Важно, чтобы дети регулярно видели вас с книгой. Вспомните, что давно хотели прочесть, откройте вновь любимые произведения. Читайте перед сном, днем, в дороге. Пусть ваш пример показывает, что книги – естественная, важная и приятная часть жизни.

Ходить в «книжные» места

Есть множество мест, где книги – самое главное. Библиотеки, книжные магазины, выставки-ярмарки и литературные фестивали. В современных библиотеках устраивается множество акций. Там знают о книгах все. И конечно, помогут увлечь детей литературой. Посещайте с ребенком книжные магазины, там не только продаются книги, но и устраиваются встречи с писателями. При любой возможности ходите на книжные ярмарки и фестивали – грандиозные события, объединяющие авторов, художников, издательства и читателей.

Говорить о книгах

Обсуждайте с ребенком книги. Что он понял, что узнал, о чем задумался? Что ему понравилось, а что – нет? Чем он похож или отличается от героев? Это поможет вам лучше его понять и стать ближе. Говорите о прочитанных вами произведениях с родными и близкими, делитесь эмоциями, вспоминайте любимые книги и истории из жизни авторов. Пусть «книжные» разговоры будут естественной потребностью – не менее важной, чем обсуждение погоды на улице и еды на ужин.

Подбирать литературу, которая понравится вашему ребенку

Если ребенок не любит читать, скорее всего, он просто еще не нашел «свою» книгу. Предлагайте ему различные жанры и разных авторов. Не понравился познавательный рассказ – пусть попробует детектив или фантастику. Возможно, через полчаса вы не сможете дозваться его обедать – он будет в удивительном мире искать с героями сокровища или лететь на космическом корабле.

Выбирать книги вместе с ребенком

Не только сами выбирайте книги для ребенка, но и предоставьте это ему. Даже если он совсем маленький, придя в магазин или библиотеку, позвольте ему заинтересоваться обложкой или картинками. Дети больше ценят то, что выбирают сами. Возможно, вы и не предполагали, что вашему школьнику нравятся скандинавские мифы, а он уже читает о Торе и Одине в Интернете. Но искать информацию – совсем не то же самое, что читать хорошую книгу. Учите детей выбирать любимую литературу.

Делать из чтения праздник

Чтение должно приносить радость. Пусть каждая новая книга становится событием. Ни в коем случае не наказывайте чтением: «Ты получил двойку – иди читай книгу!» Мотивируйте: когда ты дочитаешь, пойдем на спектакль или посмотрим экранизацию. Радуйтесь приходу книги в дом – можно даже устроить почетное место для новой жительницы книжной полки.

Дарить книги родным и друзьям

Пусть это станет нормой. Выбирайте книжные подарки на Новый год или дни рождения. Выясните, что любит читать лучший друг вашего ребенка или его мама. Упакуйте презент в красивую бумагу, перевяжите ленточкой. Ведь лучший подарок – книга!

Организовать в доме уютное место для чтения

Выберите удобное, хорошо освещенное место в доме. Оно должно быть достаточно уединенным. Читать гораздо легче, когда вокруг тихо, буквы хорошо видны, а сидеть комфортно и уютно. И если ребенок читает – отвлекать его запрещено!

Установить «книжное» правило

Придумайте особое время в выходной день, когда все откладывают свои дела и занятия и хотя бы на пятнадцать минут берут в руки книги. А возможно, у вас будет особое правило – после девяти вечера детям нельзя пользоваться планшетами или смотреть телевизор, но можно читать. Причем столько, сколько захочется.

Придумать ритуал, связанный с книгами

Книжных ритуалов может быть множество – от чаепития после семейного чтения до гадания на свежепрочитанной книге. Приготовьте любимое блюдо героя – скажем, тефтельки от Карлсона. Оденьтесь в стиле эпохи прочитанной истории. Целый день изображайте героев произведения. Нарисуйте вместе иллюстрацию или придумайте продолжение. Пусть вам помогут фантазия и творческое мышление – ведь, как мы уже знаем, у тех, кто любит читать, эти качества отлично развиты.

Как привить ребёнку любовь к чтению?

Именно чтение художественных книг лучше всего развивает воображение, обогащает словарный запас, развивает речь и интеллект — это давно известные факты. Но что сделать, чтобы ребёнок отложил в сторону гаджет с играми и с головой погрузился в сюжет книжной истории?

Как привить детям любовь к чтению, рассказывает книжный профессионал — книгоиздатель («Брайт Стар Паблишинг») и художник-иллюстратор Виктория Кириченко.

С егодня книги читать уже модно. С каждым годом удивляет количество посетителей книжных мероприятий (например, «Книжного Арсенала» в Киеве). Очень приятно, что украинцы становятся читающими людьми, интересующимися книгой.

Наши дети выросли среди книг, они родились, когда мы книгами уже занимались. Книги для них — это что-то естественное, интересное. Перед книжной выставкой бабушка с дедушкой им дали деньги, и первое, что они сделали, это спросили: «Мама, а можно мы выберем книги?»

Одна моя подруга читала книги своему ребёнку, которому исполнилось всего несколько недель. Я удивлялась: «Он же всё равно ничего не понимает?!»

А она отвечала: «Я же не знаю, на каком этапе у детей включается сознание и они начинают воспринимать информацию. Поэтому я буду ему читать с первых дней!» И она читала, и также читала своему ребёнку Библию.

И я тоже начинала читать своим детям с их первых дней. Может быть, поэтому наши дети без книги не представляют себе жизнь. Хотя они сами учились читать очень по-разному: Тимофей начал очень быстро, а Иван — намного позже. Но они любят читать, сами выбирают для себя книги.

Почему получилось им привить любовь к чтению? Я давала им норму страниц в день, которую им нужно было прочесть. А второй секрет — наверное, нужно давать детям возможность выбирать для себя книги самим. Я предлагаю им определённые издания, которые соответствуют нашему мировоззрению и ценностям, а в этом контексте они выбирают любые книги, которые им нравятся.

И третье — мы сами читаем, у нас дома много книг. Особенно мой муж — везде с книгой ходит, в каждой комнате у него открытая книга.

Нужно в какой-то момент донести до ребёнка ценность и сладость чтения. Нужно показать, что книга — это приключение — путешествие в те далёкие страны, которые мы не можем достичь физическим способом, но во время чтения можем их посетить, пережить что-то. И когда ребёнок это поймёт, чтение его захватит.

Большинству родителей самим нужно начать с того, чтобы выключать телевизор и читать с детьми хотя бы по 15 минут в день.

Что делать, если чтение по школьной программе ребёнку неинтересно?

Я с этим вопросом столкнулась этим летом, и он тоже стал проблемой. Потому что в школьной программе очень много книг, которые больше «грузят», извините за слово, чем взывают интерес и любовь к чтению.

В начале летних каникул мы составили план: разбили дни по книгам, чтобы успеть всё прочитать. Но к середине лета я заметила, что мой ребёнок томится и с ужасом ожидает время чтения. И тогда я волевым решением сказала: «Нет, сынок, мы откладываем школьную программу. Мы пожертвуем этим и прочитаем только короткие анонсы тех книг, которые тебе задали!»

Это было моим решением. Я поняла, что если до конца лета настою на графике и выдержу эту школьную программу, то потеряю любовь к чтению в своём сыне. А нужно следить за тем, чтобы ребёнок поддерживал интерес к книгам.

Думаю, Библия – обязательная книга для детей. Она должна звучать свободно, а не быть в каких-то определённых рамках — например, только в воскресной школе. Чтение книг — очень важно, и знания важны, но если у детей не будет духовного основания, эти знания не спасут их. Бог создал человека из праха земного, Он сделал его тело и вдохнул в него жизнь. Так и все знания, все достижения не смогут ожить, если не вдохнуть в них Слово Божье. В Библии есть основание для жизни, которое мы хотим заложить в наших детях. Эта Книга даёт принципы общения в семье, с друзьями, помогает принимать решения в ежедневных ситуациях.

Подписывайтесь:

Мой муж тоже читает детям Библию. Раньше сам читал, а сейчас Тимофей и Иван читают по очереди, у них даже есть расписание.

Мы, как издательство, печатали Библии. И спрос на них огромный. Библия — это книга, которая всегда продаётся!

Читайте книги, читайте правильные книги, наслаждайтесь чтением и храните те знания, которые вы получили!

Как привить ребёнку любовь к чтению

Навыки чтения и любовь к нему — это совершенно разные понятия. Нынешние дети, как правило, обучаются чтению гораздо раньше, чем их ровесники прошлого столетия, но читают при этом меньше. А в школе большинство из них делают это уже вынужденно.

Так происходит во многом ещё и потому, что есть родители, которые абсолютно искренне не могут понять, зачем человеку сегодня, в век интернета, нужно чтение, когда существует много других источников приятного времяпрепровождения. Но ведь читая, человек размышляет, формируются его чувства.

Чтение великолепно развивает интеллект и воображение. Так как же вырастить настоящего читателя? Советует наш портал.

Как помочь ребёнку «войти во вкус» к чтению

Культивировать любовь к книге собственным примером

В вопросе воспитания любви к чтению многое зависит от семейных традиций: если взрослые не могут жить без книги, то и младшее поколение будет зачитываться. А если родители не читают, с кого же детям брать пример?

Нередко к психологам наведываются родители с жалобами на хладнокровное отношение сына или дочери к чтению, а на вопросы типа, видит ли их чадо маму или папу за книгой, получает ответ, что им некогда. Но ведь любовь к чтению не возникнет сама по себе там, где её никогда не было. Поэтому нужно брать инициативу в свои руки, запасаться интересными книгами и читать.

Постарайтесь сформировать для ребёнка персональную траекторию чтения. Для этого целесообразно почитать подходящие по тематике книги. Ведь важно сделать так, чтобы время, проведённое за книгой, не становилось для ребёнка принуждением, а ассоциировалось с приятными моментами жизни.

Зачастую родители в своём стремлении вырастить вундеркинда начинают давить на ребёнка, торговаться за каждую самостоятельно прочитанную строку, обещая позже почитать ему вслух. Но подобный подход к одному из приятных занятий человека совершенно нецелесообразен.

Чтобы процесс чтения ассоциировался у ребёнка только с удовольствием, можно превратить это действо в совместный досуг.

А когда наступит черёд учебной литературы, она не станет для вашего чада неподъёмной «ношей».

Совместное чтение можно обратить в обучающую игру, предлагая ребёнку обсуждать картинки, считать на них предметы, находить что-либо, следить за изменениями героев и т. д. Главное — не перестараться и помнить, что у малыша чтение должно вызывать радость.

Читаем вслух — значит общаемся

В процессе чтения ребёнку он рад уже тому, что мама или папа находятся рядышком, уделяют ему внимание, и этот приятное действо закрепляется в памяти, как несущее удовольствие.

Помимо прочего, в эти минуты вы полностью принадлежите своему чаду, поскольку не можете одновременно делать ещё что-то, как это обычно бывает при общении (и даже играх) с ребёнком: мыть посуду, готовить, отправлять сообщения по телефону и т. д. В данном случае происходит полный контакт и это прекрасно.

Из книги — в реалии жизни

Чтение полезно ещё и своим психотерапевтическим воздействием. Даже сказка может помочь найти выход из различных жизненных ситуаций как детям, так и взрослым. Или описания историй и примеры героев. Ребёнок склонен накладывать книжную модель поведения на свои эмоции и чувства.

Например, если малыш боится ночных кошмаров (а маленький герой в книге удачно с ними справляется), к нему приходит понимание, что не один он такой и с этим страхом можно справиться.

Конечно, у кого-то подрастают так называемые книжные дети, которых не нужно привлекать к чтению. И если ваше чадо не из их числа, то лишь ваш ежедневный кропотливый родительский труд способен помочь привить своему отпрыску любовь к книгам. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в этой полезной работе.

Выступление «Можно ли привить ребенку любовь к чтению в мире гаджетов?»

Гавва Ю.В., педагог-библиотекарь

Можно ли привить ребенку любовь к чтению в мире гаджетов?

В настоящее время условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и очень любящим родителям трудно адаптироваться. Мы с вами, когда росли, не знали компьютера и отдыхали, читая книги, читая фантастику. А современные дети, находясь под колоссальным информационным гнетом, находят мнимый отдых в электронной игре. Все системы воспитания мира не учитывали возможности ухода детей в воображаемые компьютерные миры. Но педагоги знают, что именно нужно дать ребенку для его нормального психологического и нравственного развития. Первым делом, конечно же, книги.

С другой стороны, мы с вами не можем идти против цивилизации. Мы сами используем компьютер в работе, быстро находим нужную информацию в Интернете, активно пользуемся телефонами и планшетами. Это удобно. Я сама часто читаю книги с экрана телефона, например, в дороге. А для детей создано множество прекрасных сайтов и развивающих компьютерных игр, ради которых Интернет имеет право на существование.

Я думаю, что в этом противостоянии – книга-компьютер – победит разумный подход к электронике. Взрослые, и, прежде всего, родители в семье, должны научить детей ГРАМОТНО, ВОВРЕМЯ использовать гаджеты. Этот навык должен быть приобретен именно в семье, так как это вопрос воспитания. И также важно, чтобы ребенок умел ориентироваться в Сети, мог для себя выбрать из Интернета сайты с полезной информацией, нужной литературой. Это как перед первым самостоятельным выходом на улицу: любящие родители подробно объясняют ребенку – что такое «хорошо» и что такое «плохо», чтобы он смог отличить плохую компанию от хорошей, приобрел добрых друзей. Так и с Интернетом. В ДЕТСКОЙ ГОЛОВЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ СФОРМИРОВАН своеобразный «ФИЛЬТР» – ЧТО ВЗЯТЬ ДЛЯ СЕБЯ – СВЕТЛОЕ ИЛИ ТЕМНОЕ, ДОБРОЕ ИЛИ ЗЛОЕ. Понимание этого тоже изначально должно зародиться в семье, а потом уже развиться и окрепнуть в школе.

И, возвращаясь к семье, хочу назвать две, на мой взгляд, самые грубые ошибки, которые совершают современные родители, когда знакомят своего ребенка с компьютером:

Изначально у детей в семье неверно формируются установки по отношению к компьютеру (телефону, любому другому гаджету). Я думаю, такая ситуация складывается потому, что маленький ребенок увидел телефон раньше книги. Родители еще не порадовали его чтением вслух сказок, а уже показали яркий мультфильм на экране компьютера. Яркая динамичная картинка, несомненно, очень привлечёт малыша. Ведь слушать сказку – это работа более серьёзная для его мозга: нужно образно мыслить, представлять и оценивать действия героев, а, значит, думать! Хочу отметить еще один факт: в настоящее время покупка нового компьютера пока настолько значима для ребенка и обременительна для семьи, что это уже само по себе повышает его вес. Я поинтересовалась у детей, наших школьников, какому подарку к Новому году они были бы рады больше всего? – «Новый смартфон» – это был самый популярный ответ. И книга вновь проигрывает…

Купив компьютер, взрослые чаще всего оставляют ребенка с ним один на один, используя возможность отдохнуть. А правильнее было бы проводить время у компьютера вместе с ребенком. Именно так! И нужно дозировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Нужно формировать правильные установки еще до начала общения ребенка с компьютером, предлагая сначала интересное чтение, а потом уже 30 минут электронной игры. И мамы с папами должны обязательно знать, в какие игры играет ребенок, фильтровать их, устанавливать на компьютере средства контроля, особенно, когда ребенок подрастет. Иначе, повзрослев и заигравшись, он зайдет на сайты с нежелательным контентом, содержащие информацию, которая причинит вред его психическому здоровью и развитию.

Я всерьез задумалась, когда узнала, что в семье главы корпорации Microsoft Билла Гейтса введен запрет на использование гаджетов перед сном. Более того, трое его детей получили в подарок свой первый телефон только по достижении 14-летнего возраста. Этому же примеру последовали руководители самых крупных мировых IT-компаний. И это специалисты, которые подсадили полмира на всевозможные технологические новинки! Они вводят на них ограничения для самых близких и дорогих людей – своих детей… Странно? – Нет! Кроме малоизученных и хранящихся в тайне негативных последствий использования гаджетов для психики ребенка, многие из них для нас очевидны. У детей страдает зрение, нарушается осанка, память, внимание, у них нет образного мышления и творческой активности. Как правило, дети, злоупотребляющие экранными играми, пребывают в состоянии нервного напряжения, у них нарушен сон. А в запущенной форме «компьютерные» дети изолируются, у них нарушается коммуникативный навык, они перестают общаться и уходят «в себя», а это опасное состояние.

Да, к сожалению, современный ученик все реже и реже берет в руки книгу – образец правильного литературного языка. Гораздо быстрее он находит информацию в Интернете, а там за орфографией никто не следит. Постепенно, но очень настойчиво, в лексику детей врастает язык электронного общения, в первую очередь, язык SMS-сообщений. Наши дети уже не гуляют дружескими компаниями, как мы раньше, а сидят по домам, бессмысленно листают странички друзей в соцсетях и пишут друг другу краткие SМS-ки на корявом Интернет-сленге. Учителя русского языка в последнее время отмечают увеличение ошибок в письменных работах детей, катастрофическое падение орфографической грамотности.

Старшеклассники, поклонники гаджетов, спорят со мной. Они говорят, что бумажные книги уже уходят в прошлое так же, как канули в лету глиняные таблички с клинописью. Зачем нужна бумага? Ведь десятки томов сегодня скачиваются из Интернета в один клик. Но я бы все равно не советовала торопиться сбрасывать бумажную книгу со счетов. Она, действительно, очень важна, особенно на раннем этапе развития ребенка.

В январе 2018 года, в МГУ, провели интересный эксперимент. Студентам предложили прочитать короткий рассказ Льва Толстого на разных носителях. Те, кто читал бумажную книгу, в среднем справились за 17 минут, пользователям iРad и электронной книги понадобилось на 6% времени больше, а те, кто читал с телефона – больше на 10%. Материал, прочитанный с бумажного носителя, запоминается и усваивается лучше, чем с электронного. И этому есть научное объяснение. Все дело в том, что нашему мозгу больше нравится работать с бумажными книгами. Нам помогают запомнить информацию тактильные ощущения от контакта с книгой, её текстурой, обложкой, оформлением и даже ароматом бумаги.

Итак, прописные истины: чтение развивает память, словарный запас и письменные навыки, формирует художественный вкус и повышает культурный уровень, помогает правильно выражать и излагать свои мысли, а соответственно, помогает стать грамотным человеком. По статистике, у детей, которым родители читают регулярно не менее часа в день, словарный запас в 2-3 раза больше. И к семи годам они в несколько раз опережают сверстников по уровню развития. Во время чтения у малыша формируется нравственное отношение к окружающему миру. Герои из книг, как положительные, так и отрицательные, принимают решения, попадают в разные ситуации. Переживая с ними сказочные приключения, у ребенка формируется понимание добра и зла, дружбы и предательства.

Насильно заставить ребенка читать нельзя, важно, чтобы он сам пришел к выводу, что чтение – это увлекательно! Родители должны стать для него примером. Важно, чтобы ребенок видел маму и папу с книгой или журналом в руках. Нужно читать вместе, читать вслух, обсуждать прочитанное. Так проявляется любовь и поддержка. Совместное чтение сближает (Это подтверждают участники нашего конкурса «Самая читающая семья», посмотрите, как эмоционально они отзываются о том времени, которое провели с ребенком за чтением).

А теперь о нашей работе по развитию семейного чтения: в 2019 году мы вновь организуем районный конкурс «Самая читающая семья». Сначала мы думали, что конкурс «заглохнет», продолжения не будет. Но после того, как мы получили множество рефлексий от родителей, где они писали, что конкурс им нравится и он нужен, что благодаря ему семья сблизилась, что совместное чтение и сочинительство помогло семье стать дружной командой – мы тогда продолжили работу.

Положение о конкурсе ежегодно меняется. Меняется тема. В этот раз наш конкурс был посвящен году волонтера в России. Мы долго думали, как связать волонтерство с чтением? Я общалась с родителями, прислушивалась к их советам. И тогда родилось интересное решение: наши семьи-участницы конкурса должны были доказать, что многие герои литературных произведений являются… волонтерами! Все герои творят добро, как девочка Женя из сказки Катаева «Цветик-семицветик», спасают попавших в беду, как дед Мазай спасал зайцев, или бескорыстно лечат заболевших, как Айболит… Другая номинация предлагала семьям написать свою историю по мотивам народной сказки «По щучьему веленью», и придумать, что могло бы хорошего произойти, если бы Емеля был волонтером. Мы получили множество интересных, добрых работ, среди которых были сказки в стихах.

А стоит ли покупать ребенку очередной гаджет, решать, конечно, родителям, главное — не стоит забывать о том, что книги обязательно должны находится на полке в детской комнате и желательно, чтобы их было как можно больше!

Как привить ребенку любовь к чтению? 12 полезных советов

Вам повезло, если в семье растет так называемый «книжный» малыш, которого не нужно уговаривать прочитать пару страниц. Уже с раннего возраста его привлекает волшебный мир книг. Сначала ребенку нравятся яркие картинки, затем завораживают буквы, которые можно сложить в слова.

Но что делать с теми малышами, кого не интересуют книжки? Как привить крохе любовь к чтению? Если вы хотите, чтобы ваше чадо предпочло компьютеру или телевизору хорошую книгу, наша статья для вас.

Современные родители все чаще задумываются над тем, как заставить своих отпрысков читать книги, в то время как они заняты компьютерными играми или просмотром мультфильмов. Однако психологи уверены, что заставлять ребенка бесполезно, поскольку само это слово подразумевает что-то нехорошее и неинтересное.

В непростом деле воспитания читающего человека необходимо привить любовь к литературе еще в детстве, дать понять малышу, что чтение является чрезвычайно увлекательным и интересным процессом, приносящим немало удовольствия чтецам.

В чем польза книг для ребенка?

Прежде всего, поговорим, для чего вообще нужна детская литература, есть ли польза от книжек для маленького слушателя. Педагоги и психологи уверены, что книги:

  • развивают интеллект и расширяют детский кругозор. Малыши пока знают очень мало, а сказочные истории в мамином или бабушкином исполнении пополняют багаж знаний;
  • развивают речь, поскольку ребенку легче запоминать новые слова, понимать их значение;
  • учат детей таким необходимым социальным чувствам, как сострадание, умение сопереживать, готовности прийти на помощь (стихи А. Барто, русские народные сказки).

Как привить детям любовь к книгам?

Мы собрали несколько полезных советов от специалистов и опытных родителей, которые обязательно помогут вам приучить вашего ребенка к чтению книжек.

  1. Самое главное и действенное правило – читайте сами. Если родители будут любить книги, собирать домашнюю библиотеку, читать с удовольствием, значит, малыш начнет вам подражать. Не стоит недооценивать значимость родительского примера.
  2. Постарайтесь познакомить кроху с литературой с раннего детства. Начинать можно с книг, состоящих почти целиком из картинок, с моющихся книжек для младенцев, затем переходите к простым стихотворениям, потешкам. Лишь после года необходимо открывать сказки.
  3. Грудничкам лучше читать плавным, размеренным голосом, так они проще воспринимают услышанное. Деткам постарше родители могут читать выразительно, «в лицах».
  4. Выбирайте подходящее время для чтения – ребенок должен быть спокойным, заинтересованным. Не стоит отвлекать его от игры и заставлять слушать, если он не хочет. Чтобы малыш захотел читать, старайтесь вызывать у него только положительные эмоции от книг.
  5. Не забывайте разговаривать с подросшим чадом о прочитанной литературе: интересуйтесь его мнением о сюжете и персонажах, спрашивайте, что ему больше всего понравилось. В этом случае ребенок скорее научится анализировать.
  6. Книга для вас важнее телевизора и компьютера? Тогда постарайтесь расставить приоритеты – ограничьте время пребывания за экраном. И все же без высоких технологий сейчас не обойтись. Русские сказки, произведения отечественных и зарубежных писателей все чаще можно найти в аудиоформате.
  7. Не забывайте рассказывать ребенку об авторах, чьи книги он слушает или читает. Возможно, он захочет прочитать и другие произведения полюбившегося сказочника. Еще один прекрасный способ – просмотр спектакля или фильма по понравившейся истории.
  8. Пробуйте растягивать удовольствие от произведения на несколько дней. Нетерпеливый малыш захочет узнать, что произойдет с любимым персонажем дальше. Однако не стоит сразу же удовлетворять детское любопытство. Ненавязчиво объясните, что когда он научится читать, то быстрее узнает о сюжетных перипетиях.
  9. Обязательно ходите с ребенком по книжным магазинам, чтобы он сам выбирал себе книги. Не огорчайтесь, если он поначалу станет выбирать комиксы, а не полезные, по вашему мнению, книги. Ваша задача на данном этапе – привить интерес к чтению, а потом можно будет понемногу заинтересовывать малыша другой литературой.
  10. Не отказывайте детям, если они уже умеют читать, но иногда просят, чтобы родители им почитали. В этом случае у вас есть возможность приобщить малыша к тем литературным произведениям, с которыми вы хотели бы его познакомить.
  11. Еще одно важное правило – нельзя заставлять детей читать. Чрезмерная навязчивость родителей зачастую приводит к тому, что ребенок вообще откажется от книг. Также не следует критиковать его чтение и сравнивать достижения с успехами сверстников.
  12. Кроме того, не стоит считать книжки единственным и самым лучшим средством интеллектуального развития. Помимо литературы в жизни малыша должны присутствовать подвижные и настольные игры, обычная возня с друзьями, прогулки в парк и походы в зоопарк, кинотеатр, цирк.

Что читать маленькому ребенку?

При выборе книг, прививающих любовь к чтению, ориентируйтесь на возраст малышей. Если кроха не сможет понять то, что вы ему читаете, то не станет даже слушать вас.

Для самых юных слушателей подойдут короткие стихотворения об игрушках, сказки про зверей.

Предпочтение следует отдавать тем волшебным историям, в которых персонажи повторяют одно и то же действие («Теремок», «Колобок»). Трехлетним деткам можно уже читать сказки, рассказывающие о самых невероятных чудесах.

Конечно, такое деление достаточно условно, однако оно отвечает психологическим особенностям малышей и может стать ориентиром при подборке детской литературе. Предлагаем примерный список, на который вы можете ориентироваться при создании собственной библиотеки.

Книги для детей в 1-2 года:

  • русские сказки – «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба» и пр.;
  • потешки во время гигиенических процедур – умывания, купания, массажа;
  • Агния Барто – «Ути-ути», «Зайка», «Лошадка», «Бычок» и т.д.;
  • Борис Заходер «Мишка-Топтыжка»;
  • Стихи Валентины Берестовой, Ирины Токмаковой, Самуила Маршака;
  • Лев Толстой «Три медведя».

Книги для детей в 2-3 года:

  • народные сказки – «Гуси-лебеди», «Два жадных медвежонка», «Каша из топора» и пр.;
  • Владимир Сутеев – «Мышонок и карандаш», «Яблоко», «Под грибом», «Мешок яблок» и др.;
  • Софья Прокофьева «Машины сказки»;
  • сказки в стихах Корнея Чуковского – «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха»;
  • Григорий Остер – «Попался, который кусался», «Как гусёнок потерялся», «Он попался», «Котёнок по имени Гав»;
  • стихи Елены Благининой и Эммы Мошковской;
  • Самуил Маршак «Сказка об умном мышонке»;
  • сказки Геннадия Цыферова.

Самое важное в книжках для самых маленьких деток – это, безусловно, картинки. Если взрослые с помощью воображения могут представить героев и обстановку по описанию, то малышам необходимо видеть иллюстрации.

Не стоит заставлять детей читать, направьте все свои родительские усилия на то, чтобы привить детям интерес и любовь к чтению и книгам. Постарайтесь превратить взаимодействие с книжкой в увлекательнейшую игру, хорошую привычку и интересный досуг.

Если у вас это получится, значит, можно не сомневаться, что ваше чадо предпочтет взять в руки книгу, а не потянется к компьютерной мышке.

Ссылка на основную публикацию