Как ребенок относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста (от рождения до года)

Как ребенок относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста (от рождения до года)

С рождения до 6 месяцев: каждому товарищ

Новорожденный ребенок не может понять с самого начала, как устроен мир. Каждый раз, когда мама его берет на руки, малыш узнает ее запах, прикосновения, голос, и вскоре начинает понимать, что за ними следует ласка и кормление.

Таким образом, ребенок вносит маму в пределы своего маленького мира. Он может ее отличить от остальных людей по голосу, запаху, ласковым прикосновениям.

Примерно в 3 месяца ребенок четко распознает ее лицо, в котором раньше он лишь улавливал знакомые черты. Также он оживленно отвечает на мамино приближение, выделяя ее от других людей. Однако, на протяжении всего полугода ребенок дружелюбен и улыбается каждому, а также позволяет всем держать себя на руках.

Родителям доставляет особенное удовольствие слушать от знакомых о том, какой их ребенок дружелюбный. Однако, на фоне общего дружелюбия, ребенок постепенно все больше и больше привязывается к своей маме.

Полгода: страх незнакомцев

Примерно в полгода поведение младенца меняется очень сильно. В это время ребенок очень привязан к маме, он хочет видеть ее и только ее, и начинает плакать при приближении незнакомцев. Мама становится его безопасным убежищем. Отец, бабушки и дедушки могут почувствовать себя ненужными. Отцу может быть неприятно осознание того, что ребенок не желает проводить с ним время. Старшие родственники могут быть озадачены и обеспокоены тем, что их ангелочек больше не светится от радости, сидя у них на коленях. Ребенку не нравится находиться вдали от мамы, поэтому он начинает плакать всякий раз, как она далеко.

В таком поведении нет ничего неправильного, оно не означает, что ребенок испортился. Необходимый шаг в развитии малыша – научиться распознавать чужих.

В течении предыдущих месяцев его мама разделяла горести и радости крохи, ухаживала за ним во время болезни, оказывала поддержку в овладении своим телом, понимала его без слов. Это, а также физический контакт позволили стать маме главным человеком в жизни ребенка, с которым ему нравится проводить время больше всего.

Сейчас малыш знает, что кроме него и мамы есть целый мир, и пока еще боится его. Поэтому он обращается за поддержкой к человеку, к которому он так сильно привязался. Кого-то кроме мамы ребенок видеть не желает, но это временно.

Эта фаза «узнавания своих и чужих» может смутить и утомить родителей, но она является нормой и обязательным условием социального и эмоционального развития. Это первый шаг, который делает ребенок на пути к тому, чтобы научиться различать чужих и тех, кого он по-настоящему любит. Также эта способность поможет построить прочные отношения во взрослой жизни.

После 9 месяцев: построение настоящих взаимоотношений

Страх перед чужими длится от 2 до 8 недель. В течении этого периода ребенок может замкнуться даже от отца. Однако между 8 и 9 месяцами он снова возобновит отношения с папой, но в более зрелом смысле. Степень привязанности ребенка к отцу зависит от того, насколько тот вовлечен в процесс ухода за малышом. Ребенок может узнавать отца и любить играть с ним, но все же нередко он занимает не такую близкую позицию, как мама, поскольку роль добытчика в семье предполагает меньшую занятость в повседневных заботах. Отец становится гораздо более значимым в глазах ребенка по прошествии нескольких месяцев, или даже лет.

Постепенно ребенок устанавливает более тесные отношения с другими членами семьи или близкими друзьями родителей, но привязанность ребенка определяется степенью вовлеченности взрослого. Поведение малыша по отношению к взрослым вне семьи очень сдержанное. Сейчас он четко определяет разницу между близкими родственниками, дружелюбными знакомыми и незнакомцами. Кровное родство не имеет для него значения. Его отношения с соседом могут быть ближе, чем с бабушкой, которая живет далеко.

К концу первого года ребенок умеет ползать, а иногда и ходить, интересуется окружающим миром, храбро проходит несколько метров без мамы и папы, но сразу возвращается под их защиту, как только видит место, несущее потенциальную опасность, а также если он устал или поранился; дружелюбный к знакомым людям даже вне семьи, но не без разбора, каким он был в 4 или 5 месяцев.

Старше года

В течении 2 и 3 года привязанность ребенка к родителям становится понятнее. В его отношении к ним появляется новый аспект отдачи любви взамен. Ему хочется делиться, даже если у него есть только кусочек засохшей булочки. Малыш проявляет беспокойство, если ему кажется, что родитель поранился или чем-то расстроен. В таких случаях ребенку хочется оказать поддержку, он может поцеловать в знак утешения. В этом возрасте дети учатся любить.

По мере взросления родители начинают ожидать более сдержанного поведения, а поскольку ребенок любит своих маму и папу, он не хочет разочаровать их ожидания и делает, что говорят ему взрослые. Постепенно от него начинают ждать, что он сам справится с разочарованием, научится ходить в туалет и вместо необдуманных действий сначала будет все проговаривать.

Ребенок может принять ограничения, поскольку их налагают те, кого он так любит. Он хочет чем-то порадовать родителей, хочет быть с ними в гармонии, хочет быть на них похожим. Родители связаны с ребенком, с пониманием относятся к внутренней борьбе ребенка, и дают ему время. Они терпеливы и в любой момент готовы приободрить своего сына или дочь в их стремлении вести себя подобающим образом.

Сначала ребенок делает то, что ему говорят, только потому, что ему об этом напоминают. Спустя немного времени многие шаблоны поведения перенимаются и становятся естественны для ребенка, что формирует основу поведения в обществе вне семьи.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Когда новорожденный начинает узнавать маму, сроки и особенности развития зрения у ребенка

После рождения малыша каждая мама хочет, чтобы он выделял ее среди окружающих и дарил свою улыбку. То, когда новорожденный ребенок начнет узнавать свою маму, зависит от степени налаженного между ними контакта. Эмоциональная связь между матерью и плодом устанавливается еще во внутриутробном периоде. Следующим крайне важным этапом являются первые 24 часа после рождения. После прикладывания младенца к груди он запечатлевает образ мамы, запоминает ее запах и тепло кожи.

Строение глаза, как формируется зрение

Несмотря на тесную взаимосвязь между мамой и грудничком, осознанно узнавать ее он сможет не так скоро, так как в первые дни жизни он еще очень плохо видит. Бинокулярное зрение, или способность смотреть одновременно двумя глазами, появляется в 3 месяца.

У младенцев глазное яблоко имеет короткую переднезаднюю ось. Поэтому они обладают дальнозоркостью и плохо видят вблизи. Глазной нерв и мышцы у них недоразвиты, из-за этого косоглазие в этом периоде является обычным явлением. Роговица увеличена и лишена кровеносных сосудов. Рефлекторно грудничок щурится и часто закрывает веки.

Физиология процесса

Научным путем установлено, что человек рождается зрячим, но видеть полноценно окружающий его мир он не может. Это связано с тем, что у новорожденных еще не сформирована периферическая нервная система, и ей предстоит существенное развитие.

Для формирования полноценной зрительной картинки должны работать такие cистемы организма:

Упрощенно процесс выглядит таким образом: глаза получают картинку и отправляют ее в мозг, а головной мозг распознает ее и формирует окончательный образ. Взаимодействие этих составляющих и представляет собой зрение.

Что видит новорожденный?

Малыш может различать только предметы, находящиеся в непосредственной близости от его глаз, максимум на расстоянии 30 см. Все остальное ему представляется в виде размытых пятен, а предметы выглядят, словно в тумане. Для того чтобы что-нибудь рассмотреть, ему требуется время для фокусировки. Его глазки еще плохо слушаются и норовят смотреть в разные стороны.

Первые зрительные ощущения делятся на свет и темноту, а многие предметы представляются черно-белыми, все окружающее пространство представляет собой мир теней.

В 3-4 месяца малыш способен следить за двигающимися игрушками и предметами, а в 6 месяцев различать мелкие предметы и узнавать игрушки. Относительно нормальное зрение формируется у человека в 6-8 месяцев.

Новорожденные способны видеть:

  • яркое освещение или его полное отсутствие;
  • передвижение людей и крупных предметов;
  • некоторые предметы из окружающей обстановки.

Когда ребенок начинает узнавать маму?

Осознанное узнавание мамы происходит примерно в возрасте 1 месяца. Как правило, именно этот самый родной человек ухаживает за крошкой, постоянно находится рядом и часто к ней наклоняется. Малыш запоминает родное лицо и начинает реагировать на его появление, оживляться и улыбаться. В 3 месяца он уже четко знает мамино лицо, радуется и гулит при ее появлении, а также расстраивается, если она его покидает.

Как ребенок относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста (от рождения до года)?

Ребенок начинает запоминать те лица, которые с ним часто контактируют и проводят время. Как правило, это папа и бабушки.

Обычно к 4 месяцам он уже хорошо знает родителей и других близких, которых часто видит.

В то же время он начинает с опаской относиться к чужим людям и может заплакать при их появлении. В 8-10 месяцев ребенок узнает людей, которые часто появляются в доме. А после 10 месяцев он уже четко определяет своих и чужих.

Почему не узнает?

Новорожденный может не узнать маму и других близких, если они находятся сбоку от него или стоят позади друг друга. Это связано с тем, что его зрение еще резко сужено, и он не воспринимает людей под таким ракурсом.

Кроха может не узнать маму из-за того, что она сменила привычную одежду, поменяла прическу, надела что-то яркое, или что-то другое резко изменилось в ее внешнем виде и привычном для него образе. На данном этапе ребенок воспринимает близкого человека по совокупности ощущений, и если в них что-то нарушается, этот хрупкий образ начинает таять, он может растеряться, запаниковать и не узнать маму.

Что нужно знать родителям?

Родители должны знать, что каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности, поэтому темпы развития и сроки овладения навыками могут отличаться от общепринятых. Для правильного развития зрения следует соблюдать следующие рекомендации:

  • показывая новорожденному погремушки и игрушки, их нужно располагать на расстоянии не меньше 25 см, иначе это приведет к развитию косоглазия;
  • осматривать глаза новорожденного и не допускать наличия в них инородных тел и слизи;
  • перед сном использовать приглушенное освещение, а ночью можно оставлять включенным ночник;
  • не допускать попадания прямых солнечных лучей на глаза, но не прятать их от яркого света, так как он, действуя в качестве раздражителя, приводит в работу глазные мышцы;
  • часто брать малыша на руки и показывать ему окружающие вещи;
  • развешивать на расстоянии 20-30 см от личика игрушки и периодически их менять;
  • изменять расположение грудничка в кровати, чтобы он не скашивал глаза в одну сторону;
  • использовать мимику при общении;

Также для обучения фокусировке важно показывать движущиеся предметы.

Матери оставляю детей чужим людям

Как ребенок относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста (от рождения до года)


» Новорожденный ребенок не может понять с самого начала, как устроен мир. Каждый раз, когда мама его берет на руки, малыш узнает ее запах, прикосновения, голос, и вскоре начинает понимать, что за ними следует ласка и кормление. Таким образом, ребенок вносит маму в пределы своего маленького мира.

Он может ее отличить от остальных людей по голосу, запаху, ласковым прикосновениям.

Примерно в 3 месяца ребенок четко распознает ее лицо, в котором раньше он лишь улавливал знакомые черты. Также он оживленно отвечает на мамино приближение, выделяя ее от других людей.

Должна ли мама постоянно находиться рядом с ребенком: мнение психолога

Почему не нужно проводить рядом с любимым ребенком все 24 часа в сутки, почему качество важнее количества и как отбросить , рассказывает Евгения Чугунова, психолог-эксперт, занимающаяся формированием культуры женской уверенности.

Каждой маме в той или иной мере знакомо ощущение , чувства, что твоя жизнь больше тебе не принадлежит, а ещё вины, что ты — плохая мать, потому что порой хочешь сбежать от ребенка. Как справиться с эмоциями и вернуть себе себя, Евгения Чугунова психолог-эксперт, автор книги FILL UP. ME Основное предназначение женщины — рождение и воспитание ребенка, а карьера — это второстепенная роскошь.

Что это за мать такая, которая вместо того, чтобы заниматься воспитанием ребенка спешит выйти на работу и нырнуть в жизненный ритм офисного планктона? Знакомы вам эти высказывания?

Приметы о детях: 11 народных советов и суеверий

Существует , помогающих определить пол ребенка, подобрать ему имя и сохранить здоровье.

Это также говорит и то, что у него будет много талантов и способностей. О характере ребенка говорило время года.

Если ребенок родился весной или летом, то жизнь его будет легка, как и его характер. Если ребенок родился зимой, то он будет холоден к людям. Если — осенью, то характер у него будет не сахар.

Хорошая примета для детей — если малыш родился в новолуние. А также с рождения он приобретает крепкое

Как забрать отцу ребенка у матери: закон, необходимые документы и рекомендации специалиста

Сегодня нам предстоит выяснить, как забрать отцу ребенка у матери.

О чем должны знать все родители с несовершеннолетними детьми?Для начала постараемся понять, имеет ли отец забрать ребенка у матери право. Насколько данная задача осуществима?

В России по закону родители равны.

Они обязаны осуществлять в равной степени уход и воспитание детей.

Почему малыш не принимает никого из родственников и общается только с мамой

» Тесная связь с матерью заложена у ребенка от природы, он чувствует тепло, сердцебиение и ее безграничную любовь еще до своего рождения.

Еще длительное время малыш считает маму частью себя, гарантом собственной безопасности и комфорта.

Практически каждая мама знает те ощущения, когда маленький хвостик бегает за ней повсюду, болезненно реагируя даже на походы в ванную и туалет. Бывает, что чадо не подпускает к себе никого из близких, кроме матери. Нормально ли такое поведение и как привить ребенку самостоятельность и доверие к родственникам, разберемся далее.

Содержание статьи Ребенок до трех лет живет и развивается с помощью матери, он переживает ее эмоции, настроение.

Ребенок до года учиться доверять миру через мать, выбирая ее объектом своей любви.

Для счастья малышу нужно быть не голодным, находиться в комфорте и чувствовать заботу и трепетное отношение мамы. Большая привязанность – это здоровое состояние крохи.

«Я люблю их как родных!».

Пенсионерка стала мамой чужим детям

Не первый год в Новосибирске проходит акция «Каникулы в семьях горожан». Дети, оставшиеся без попечения родителей, уезжают к чужим дядям и тётям на время.

А бывает, остаются у них навсегда. Так произошло пять лет назад с Олежкой — обаятельным, но шебутным блондином. Потом — с Ваней, похожим на Олега, словно они родные братья.

А в уходящем году в семью влился Дима — брюнет с глазами-смородинками, едва ли не копия Людмилы Александровны. Для него Новый 2019-й будет первым настоящим праздником. Волшебным. И, как положено, семейным.

Мальчишки у Лариной весёлые, добрые, общительные, но каждый с такой трудной судьбой, не дай бог никому! Приёмная мама всё время на связи с психологом. У Олега родители-пьяницы живы.

«Ненавижу её!» — говорил он о родной матери. — Помню, читаем книжку, вдруг стук в окно, — вспоминает Людмила Александровна.

— Олежка как глянул: «Мамаша приехала!» Вышли на крылечко, он тут же: «Ты зачем приехала?!

Тебя в тюрьму надо посадить!» Так кричал — насилу успокоили.

Нарушение прав ребенка матерью.

19 СЕГОДНЯКОНСУЛЬТАЦИЙ 7 725 ЗА МЕСЯЦКОНСУЛЬТАЦИЙ 1 853 050 ВСЕГОКОНСУЛЬТАЦИЙ 5 833 КОЛИЧЕСТВООТЗЫВОВ Здравствуйте, узнал, что бывшая жена уехала на неделю отдыхать за границу, при этом оставила нашу одиннадцатилетнею дочку со своей подругой, не поставив меня об этом в известность, что бы ребенок все это время побыл со мной.

Подруга бывшей жены работает до поздна и приходит домой в одиннадцатом часу.

Получается, что ребенок предоставлен весь день самому себе. Поговорив с ребенком я узнал, что бывшая жена частенько на выходных посещает ночные клубы и дочка до 3-4 утра остается совершенно одна, она боится оставаться одна, но мне до этого ничего не говорила, потому что боится, что мама наругает. Если я обращусь в органы опеки и попечительства, то какие они меры примут в отношении бывшей жены и как это может сказаться на ребенке?

Мать оставляет ребёнка в раскалённой машине, а сама идёт завтракать. Вернувшись, она приходит в шок

Многие матери бояться, что недостаточно хорошо выполняют свои материнские обязанности, однако реальность такова, что большинство из них делают всё, что только возможно.

В большинстве случаев. Вот почему эта история, в которой мать решила оставить ребенка без присмотра в машине и пошла пить кофе с друзьями, вызвала шквал негодований. То, что произошло дальше, было снято на камеру и, в дальнейшем, опубликовано в интернете. Излишне говорить, что видео быстро стало вирусным, вызвав гнев у огромного числа посмотревших его людей.

Как сообщает «», 22 марта этого года в городе Сан Андрес Чолула, Мексика, женщина оставила своего ребёнка в машине и пошла завтракать с друзьями в торговый центр. В конечном итоге, прохожие увидели плачущую девочку в раскаленной на солнце машине. Окна автомобиля были закрыты, поэтому кто-то использовал баннер, чтобы защитить ребёнка от прямых солнечных лучей.

Во сколько месяцев ребенок начинает узнавать родителей

Рано или поздно наступает момент, когда малыш узнает родителей. В каком возрасте это происходит и от чего зависит?

Нет в мире ни одной мамы и ни одного папы, которых не интересовал бы вопрос, когда малыш начнет их узнавать . Впервые держа на руках долгожданное сокровище, они задумываются, о чем же размышляет самый дорогой человечек, кому улыбается, почему плачет, узнает ли их. Вглядываясь в родное личико, взрослые мечтают, чтобы малыш быстрее адаптировался в новом для него мире и быстрее начал осознавать, что происходит вокруг. Именно поэтому с первого дня рождения младенца его необходимо окружить любовью, заботой, позитивным настроением, потому что способность узнавать родных людей зависит не только от зрения, как кажется на первый взгляд, но и от эмоциональных, тактильных ощущений, обоняния и слуха. Когда ребенок начинает узнавать родителей — после полутора месяцев.

Новорожденный ребенок может все

Ребенок появляется на свет не беззащитным слепым котенком, а полноценным маленьким человечком, у которого еще в материнской утробе развивается нервная система, формируются слух и зрение. Научно доказано, что пузожители остро реагируют на яркое освещение, музыку, голос мамы. Уже на последних месяцах беременности устанавливается эмоциональная связь между младенцем и самыми родными людьми, которые регулярно разговаривают с ним, рассказывают сказки и поют песенки. От внимательного и заботливого отношения во многом зависит, как развивается ребенок.

Тактильные ощущения и обоняние новорожденного

В советское время сразу после рождения ребенка забирали няни и уносили в отдельную комнату, возвращая матери только для очередного кормления. Эта практика давно ушла в прошлое, потому что медики пришли к выводу, что с первых секунд жизни у ребенка формируется эмоциональная связь с мамой, которая основана, прежде всего, на тактильных ощущениях и обонянии. В современной акушерской практике ребенка сразу после появления на свет прикладывают к материнской груди, чтобы он почувствовал мамины руки, исходящее от нее тепло, запах грудного молока. Кроме того, в первые недели жизни мамам и папам советуют как можно чаще брать чадо на руки и прижимать к себе, чтобы малыш постепенно запоминал родные запахи и энергетику. Именно на всех этих способностях основано умение младенца распознавать среди взрослых самых родных людей. И от этого во многом зависит, когда дети узнают родителей.

Когда новорожденный начинает видеть и узнавать родителей

Зрение ребенка формируется еще во время беременности, но это не значит, что малыш появляется на свет с идеальной способностью видеть окружающий мир. Нет, его зрительные способности ограничены, то есть распознавать он может лишь те предметы, которые находятся близко от его глаз. И это не единственная особенность зрения малыша, которую необходимо учитывать:

  1. Объекты или предметы, находящиеся на расстоянии 25-30 см от личика ребенка, он видит лучше всего. Мама его кормит, переодевает, носит на ручках чаще других родственников, она рядом с малышом 24 часа в сутки. Именно поэтому материнское лицо кроха начинает узнавать раньше всех остальных. Происходит это приблизительно через 1-1,5 месяца после рождения. А уже к 3-4 месяцам он четко способен различить маму, улыбаться ей, гулить и радоваться при ее появлении.
  2. До трех месяцев дети видят окружающий мир в черно-белой гамме.
  3. В трехмесячном возрасте малыш различает желтый и красный цвета, реагирует на яркие и цветные предметы, начинает проявлять интерес к первым игрушкам-погремушкам. 3 месяца — это возраст, когда младенец начинает узнавать родителей.
  4. В 4-месячном возрасте карапуз начинает различать цвета, задерживать взгляд на предметах, узнавать близких людей, которых часто видит в доме.

Видит малыш с самого рождения, а вот способность узнавать формируется на протяжении нескольких первых месяцев. В каком возрасте дети узнают родителей — в 4 месяца, а также бабушек и дедушек, братьев и сестер, которые ежедневно и регулярно контактируют с малышом. К 8-10 месяцам кроха уже узнает и других людей, часто бывающих в его окружении. А вот в 10 месяцев он четко определяет своих и чужих и даже может заплакать, если посторонний человек подойдет близко или возьмет на руки.

При оценке способностей и возможностей своего крохи не забывайте главное правило: все сроки указаны лишь приблизительно и существуют допустимые границы нормы, потому что каждый малыш индивидуален и развивается по своему собственному пути.

Как ребенок относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста (от рождения до года)

О привязанности. Связь мамы и малыша до года

Ирина, а расскажите, пожалуйста, про связь ребёнка и мамы в возрасте до года, с точки зрения психологии. Как влияет на ребёнка (7 мес.) выход мамы на работу? Что делать с привязанностью малыша к маминой груди, если он привык успокаиваться только у мамы на руках, посасывая молочко, и, вдруг, его оставляют на весь день с няней и заставляют кушать из бутылочки? Спасибо.

Вопрос был задан давно. Я заранее прощу прощения за задержку у автора (чей ребенок явно подрос :)). Ответом на это письмо я бы хотела начать большой и серьезный разговор о привязанности, о том, как опыт взаимодействия с родителями (в первую очередь, с мамой) потом жирным пунктиром проходит через всю нашу жизнь.

Если коротко отвечать на вопрос, то: связь мамы и ребенка до года – колоссальная, всеобъемлющая. Детеныш человека появляется на свет крохотным, беспомощным и беззащитным. Ему нужен рядом кто-то чуткий и надежный, кто будет удовлетворять его потребности – в еде, сне, комфорте, безопасности, успокоении, эмоциональном общении, любви. Без любящего взрослого младенчику просто не выжить. И тут в дело вступают инстинкты.

Сразу после рождения, когда малыша кладут маме на живот, происходит установление первого зрительного и телесного контакта – запечатление (импринтинг): мама запоминает своего ребенка, а ребенок – свою маму. Это послеродовое объятие в каком-то смысле – судьбоносный жизненный эпизод. В первые часы и дни после родов через ношение на руках, баюканье, кормления грудью запускается инстинктивная «программа привязанности». Для малыша привязанность мамы означает, что он будет вовремя накормлен, ухожен, защищен и получит все, в чем будет нуждаться.
Поэтому: главное, что нужно маленькому человеку – это присутствие, тепло и ВКЛЮЧЕННОСТЬ любящего взрослого, который откликается на его потребности и удовлетворяет их.

Если на свой зов ребенок всегда получает отклик, если с ним играют, общаются, его ласкают, всячески показывая свою любовь, если его жизнь стабильна, упорядочена и свободна от страха, если рядом с ним внимательный, понятный, ПРЕДСКАЗУЕМЫЙ взрослый, ребенок проникается к нему доверием и приобретает самое первое, самое важное ощущение, которое становится затем основой его дальнейшего развития. Американский психолог Э.Эриксон назвал его чувством базового доверия к миру.

Базовое доверие — это интуитивная уверенность в том, что жить – хорошо (а если вдруг станет плохо, тебе помогут, тебя не бросят), что от внешнего мира не надо защищаться, что ему можно доверять. Человек, наделенный этим «базовым доверием», верит в себя, в свои силы, открыт, оптимистичен, дружелюбен и способен на длительные, глубокие и теплые отношения с другими людьми.
Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, к нему относятся непоследовательно, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозрительность, чувство тревоги и беспомощности в потенциально враждебном мире.


Первые годы жизни – это еще и время, когда формируется такой важный внутренний конструкт, как привязанность. Изначально она складывается в наших отношениях с мамой (или фигурой, ее заменяющей). И – самое интересное – мы потом переносим эту сложившуюся модель на отношения с другими людьми. Т.е. чему научились в детстве, в отношениях с мамой, с тем и живем, то и воссоздаем – с партнерами, друзьями, детьми.

Изучению привязанности были посвящены работы английского психолога и педиатра Дж. Боулби (сер. XX в.). В своих исследованиях он показал, что для психического здоровья ребенка необходимо установление теплых, доверительных, приносящих радость взаимоотношений с матерью. Теоретические положения Боулби были подтверждены экспериментами его ученицы М. Эйнсворт (в частности, она установила, что взаимоотношения мамы и ребенка складываются в течение первых трех месяцев жизни и определяют качество их привязанности к концу года и в последующем).

Стадии формирования привязанности

0-6 мес. У малыша формируется представление о главном объекте привязанности в его жизни. Как правило, этот человек – мама, которая опекает и заботится. На этом этапе очень важно, чтобы «объект» был ПОСТОЯННЫМ, ОТЗЫВЧИВЫМ, предсказуемым и не выпадал из поля зрения больше, чем на 3 часа. У младенчика есть потребность в восприятии материнских стимулов. И если они вдруг надолго исчезают, ребенок начинает нервничать и беспокоиться.

На этом этапе может формироваться как «монопривязанность» (к одному человеку), так и «множественная привязанность» (к нескольким людям). Если в жизни малыша есть 3-4 человека, которые разделяют заботу о нем, то это очень хорошо. Но среди них должна быть четкая иерархия: вот главный объект привязанности (мама), вот остальные по списку (папа, бабушка, тетя и пр.). Ритм появления этих «остальных» тоже, в идеале, должен быть упорядоченным и регулярным: например, папа каждый вечер купает, бабушка приходит пару раз в неделю и отпускает маму по делам.

6-12 мес. У малыша появляется уже собственное «поведение привязанности» (например, он льнет к маме, видя незнакомых людей). Если в первом полугодии все развивалось хорошо, то теперь уже ребенок способен принять нового человека (няню). Вовлекать нового человека в процесс ухода за малышом надо очень постепенно (2-3 недели): сначала няня просто присутствует, наблюдает, ребенок к ней привыкает, потом постепенно она включается в процесс ухода. Когда настает момент маме уйти, мама уходит (даже несмотря на протесты). И возвращается – обязательно! – со счастливым (а не встревоженным) лицом и в полной уверенности, что в ее отсутствие ребенку было хорошо.

Считается, что в период 6-9 мес. мамино отсутствие может удлиниться до 6 часов каждый день или до 12 часов 1-3 раза в неделю. А после 9 мес. мама (если очень нужно) может выйти на работу. Грудные кормления при желании в этом случае сохраняются по утрам, вечерам, ночью, в выходные, а днем мама может сцеживать молоко на работе – в переговорной комнате, комнате отдыха, любом другом укромном местечке. Если такой возможности нет, и ребенок переводится на искусственное (или смешанное) вскармливание, делать это нужно опять же очень мягко и постепенно. Телесную, эмоциональную близость и ощущение безопасности, которые дают ребенку кормления, важно обеспечить другими средствами – объятиями, поцелуями, поглаживаниями, совместными играми, пением, спокойной, душевной обстановкой в семье. Это сделает процесс отлучения наименее травматичным и послужит для ребенка своеобразным опытом: да, в жизни случаются потери, но меня не бросят, меня поддержат, мне есть на кого опереться.

И ни в коем случае нельзя допустить, чтобы вас поглотило чувство вины («Я плохая мать, раз не кормлю своего ребенка грудью и вышла на работу»), так как в этом случае огромная часть внутренней энергии будет тратиться не на малыша, а на самобичевание и переживания. Да, так сложились обстоятельства, но ничто не может помешать вам дарить своему сокровищу любовь, тепло и ласку.
Помните: мама не обязана любой ценой, забывая себя, везде и всегда быть вместе с собственным ребенком. Но она обязана сделать так, чтобы жизнь ее малыша оставалась упорядоченной, стабильной, а рядом с ним был теплый, надежный, «принимающий» человек, на которого во всем можно положиться.

12-20 мес. Это сложный период. У ребенка уже есть память, а значит возникают и подозрения – а вдруг мама сейчас уйдет и не вернется? Огромную роль на этом этапе продолжают играть повторяющиеся изо дня в день ритуалы: например, мама уходит, а малыш с няней провожают ее до лифта и машут ручкой.

20-30 мес. Это фаза стабилизации привязанности. Период подтверждения сложившейся картины мира. В идеале, надолго разлучаться с ребенком нельзя. Нетравматично малыш переживает разлуку с мамой не более суток. 2 дня – это уже напряженная ситуация. 3 недели – критический период. Через 3 недели ребенок либо сформирует новую привязанность, либо (если не найдет новый объект) разрушится.

В следующих постах:
— что происходит с ребенком, когда мама вдруг исчезает из его жизни на несколько дней;
— типы привязанности;
— как мы строим отношения с другими людьми на основе сформированной модели привязанности.

Ирина Чеснова, семейный психолог

Мамин малыш: психология отношений до года

Первый год жизни малыша — это период, который определяет дальнейшее физическое и психическое его развитие, характер будущих взаимоотношений с людьми и миром вообще. Именно поэтому мамы, чувствуя и понимая это, пытаются беречь своего ребёнка, заботятся о его комфорте, обеспечивают полноценный сон и питание, внимательно следят за его развитием.

Полноценное психическое развитие ребёнка до года, независимо от того, в полной или неполной семье он растет, зависит прежде всего от удовлетворения потребности в общении, игре, взаимной радости — тесного эмоционального взаимодействия с родителями, прежде всего мамой. Роль отца в воспитании ребёнка очень важна, но становится более заметной, когда малыш подрастёт.

Почему важно общение именно с мамой?

Мама дарит улыбку и пытается уловить улыбку в ответ, ласкает и обнимает малыша, чувствует его настроение, говорит, поёт песенки и играет, дарит тепло и заботу, свою любовь.

Эти простые формы общения, сочетание мамы и ребёнка — это способ непосредственного усвоения и заражения эмоциональным состоянием друг от друга, возможность переживать общее удовольствие от приятного впечатления. Именно поэтому присутствие мамы, её лицо, прикосновение, голос, спокойствие и уверенность в себе, её удовлетворение и радость от общения с малышом, придают ему ощущение комфорта.

Гармоничные отношения ребёнка и мамы устанавливаются благодаря усвоению эмоционального состояния друг друга, взаимной чувствительности, взаимного узнавания и приспособления. И не нужно никаких специальных условий для того, чтобы это происходило — взаимопознания происходит в процессе кормления, игры, переодевания, купания, укладывания спать, на прогулке и т.д. Главное при этом — помнить, что ребёнок, даже только что родившийся — это не объект для ухода, а индивидуальность, уникальное неповторимое создание.

На что следует обратить внимание?

Для ребёнка до года очень важно внимание взрослых — он ​​не может вынести безразличия. Ему необходим тесный эмоциональный контакт, ощущение полного присутствия мамы. В этом возрасте мама для малыша — это центр вселенной, и она просто не имеет права разочаровать кроху в его ожиданиях.

Малыши очень чувствительны к настроению мамы — они не знают, что происходит, но чувствуют, если она чем то расстроена, и реагируют соответственно тревожно. Ребёнок ещё ничего не понимает, зато очень хорошо чувствует эмоциональное состояние своей мамы.

Эмоциональная связь мамы и малыша устанавливается ещё в период вынашивания, а после рождения только усиливается. Для счастья крохе много не надо, достаточно того, что мама всегда рядом.

Ребенок до года и окружающие его люди

На протяжении первого года жизни малышу предстоит пройти несколько этапов в своем психологическом развитии и в выстраивании отношений с окружающими людьми. Во-первых, научиться взаимодействовать с мамой (или другим ухаживающим взрослым), причем в разном возрасте, в соответствии с появлением новых навыков, у ребенка будет проявляться либо склонность к отчуждению (когда малыш понимает, что что-то он способен делать сам и обходиться без помощи), либо повышенная эмоциональная потребность в маме (ребенок начинает бояться своей самостоятельности). Во-вторых, научиться разделять людей на “своих” и “чужих” и формировать к людям из каждой группы определенное отношение. В-третьих, научиться преодолевать свой страх перед “чужими” и рассматривать их как источник нового положительного опыта, а ближе к концу первого года воспринимать свое окружение как носителей определенных социальных норм.

Несмотря на то что главным персонажем в жизни малыша грудного возраста по праву считается мама (или человек, выполняющий ее функции), роль отца в воспитании ребенка до года тоже нельзя недооценивать. Современные психологи утверждают, что от того, как карапуз в это время научится выстраивать взаимоотношения с папой, в дальнейшем будет зависеть качество его коммуникации со всеми остальными людьми (исключая маму).

Взаимоотношения с мамой

Мама рассматривается новорожденным как главный гарант безопасности, физического и эмоционального комфорта. Кроме того, она выступает как первый образец для подражания, у которого ребенок учится коммуникации (дети в возрасте 1 месяца уже умеют частично повторять материнскую мимику). Уже в первые недели жизни внимательная мама по тембру голоса малыша может определить, почему ребенок плачет , и принять соответствующие меры. Ребенок подспудно перенимает разные элементы материнского стиля поведения, ее отношение к миру, которое она осознанно или бессознательно транслирует. Мама помогает ребенку преодолевать возрастные кризисы, на основании опыта общения с мамой ребенок выстраивает отношения и с другими людьми.

Психолог Александра Шарапова: “Кроме достаточного уровня любви и заботы о малыше, мать выполняет еще одну очень важную функцию – «пережевывание» первого жизненного опыта младенца, дающее ему знание о нем самом и его возможностях, а также о мире вокруг. Иными словами, задача матери состоит в том, чтобы настолько психологически «настроиться» на ребенка, чтобы увидеть и верно определить его актуальную потребность, назвать ее («ты сейчас хочешь кушать») и удовлетворить (накормить). Успешное или неуспешное выполнение матерью этой задачи закладывает, по мнению современных психологов, стержень личности, выводя ребенка из хаоса разнообразных стимулов, внешних (звуки, образы, прикосновения) и внутренних (ощущения организма)”.

“Свои” и “чужие”

Примерно в 4 -6 месяцев ребенок начинает разделять людей на тех, с кем он чувствует себя в безопасности, и на тех, кому не доверяет (до этого возраста он в первую очередь “настроен” на маму, но чужих людей не боится). В первую группу попадают те, с кем ребенок часто общается и с кем у него не связано никаких негативных переживаний. Обычно это родные и близкие. Кто именно попадет в категорию “чужие”, зависит от многих факторов, и каждый конкретный ребенок “формирует” эту группу по-своему, в зависимости от личного опыта, типа темперамента и т.п. Это может быть медперсонал поликлиники, в которой ребенку ставят прививки, неприятные малышу друзья родителей, а иногда вообще все те, кто не попадает в группу “свои”. К “чужим” карапуз отказывается идти на руки, плачет при их виде и вообще демонстрирует всяческое недоверие.

В середине 50-60-ых годов прошлого века советские писатели-фантасты любили помечтать об обществе будущего, где не будет нуклеарной семьи. Такой атавизм, как материнский инстинкт, уйдет в прошлое, и детей со младенчества будут растить “всем миром”, прививая им светлые идеалы коммунизма.

Как утверждает современная наука, в данном случае фантастика, видимо, и останется фантастикой. Потому что для оптимального эмоционального развития ребенку в первый год нужен не “здоровый коллектив”, а один взрослый для тесного общения – именно к этому человеку малыш сформирует первую привязанность . Работники детских домов и интернатов хорошо знакомы с феноменом, когда пяти-шестимесячный ребенок начинает “виснуть” на взрослых, и если кто-то из взрослых начинает общаться с карапузом более плотно, то младенец сразу же стойко привязывается именно к этому человеку. Возможно, это обусловлено эволюционно: ребенок не только ощущает себя в большей безопасности, имея постоянного взрослого “опекуна”, но и воспринимает этого человека как образец для подражания, на его примере обучается базовым навыкам и общению с окружающими людьми.

Интерес к “чужим”

Ближе к году многие дети начинают относиться к “чужим” менее агрессивно и более осмысленно – видимо, это связано с накоплением определенного позитивного опыта общения. Малыши перестают кричать на всех незнакомых людей без разбору (а если и кричат, то родители могут уговорить ребенка перестать, убедить, что дядя или тетя не представляют опасности), более того, присмотревшись к человеку, могут проявить к нему интерес, попытаться вовлечь в игру. На то, насколько быстро ребенок перестанет бояться “чужих”, влияют такие факторы, как удовлетворенность потребности в безопасности, уровень тревожности каждого конкретного малыша, а также то, как его родители ведут себя с посторонними людьми. К тому, с кем мама и папа доброжелательны, ребенок, скорее всего, тоже будет относиться хорошо.

Что делать, если ребенок совсем “ручной”, боится людей просто до паники, а маме уже нужно выходить на работу и на какое-то время оставлять его с няней (бабушкой, дедушкой)? Некоторые, чтобы раз и навсегда отучить ребенка от рук и сделать более самостоятельным, пытаются применить метод “шоковой терапии” и просто приглашают нового человека к малышу, а сами уходят из дома, надеясь, что карапуз “попсихует и привыкнет”. Необходимо отметить, что такой подход не всегда эффективен, более того, им можно добиться обратного эффекта: ребенок будет настолько бояться потерять маму, что станет невротиком. В таком случае лучше будет маме стоит попробовать вести активную жизнь с малышом: как можно чаще ездить с ним в гости, ходить на детскую площадку, в школу развития – в общем, активно общаться в присутствии ребенка с посторонними людьми. Рано или поздно и он начнет относиться к ним спокойнее.

Родители и социализация

К концу первого года жизни, когда ребенок овладеет необходимыми навыками (сможет сам передвигаться в пространстве, брать нужные ему предметы и т.д.), появится необходимость в установлении для него системы норм и запретов, что является основным этапом социализации. Здесь важны два момента. Во-первых, спокойствие и неагрессивность родителей (даже во время поведенческих эксцессов карапуза). Если вы начнете кричать и ругаться, ребенок не будет понимать суть того, что вы ему говорите, а все внимание будет обращать на манеру подачи. Во-вторых, соответствие вашего поведения вашим словам: если вы говорите малышу, что нельзя бить других детей, а сами постоянно деретесь с мужем, единственное, что вы сможете донести до чада – это мысль о том, что его родители говорят неправду и слова у них расходятся с делами.

Во сколько новорожденый ребенок начинает узнавать маму

Здравствуйте, уважаемые молодые мамы. Вы родили своего первенца, пережили кучу эмоций, занимаетесь ребенком и теперь хотите узнать, когда же он начнет вас узнавать. Это, на самом деле не такой уж простой вопрос, как может показаться на первый взгляд. Вначале вам нужно самим определиться с термином «узнавать», что вы под ним подразумеваете.

Узнавать можно по слуху, по голосу, по запаху, на ощупь. Или же вас интересует, когда ребенок посмотрит на вас и скажет «Привет, мама». В данной статье мы попробуем разобраться со всеми этими особенности и дать все-таки ответ на вопрос: «во сколько месяцев ребенок начинает узнавать своих родителей».

Чтобы полностью разобраться с этапами развития ребенка рекомендую также прочитать статьи:

Все они взаимосвязаны между собой и формируют некоторую картину развития ребенка. Ведь, когда малыш будет видеть, различать звуки, произносить слоги, явно он научиться распознавать родных ему людей, улыбаться им, играть.

Вы также должны понимать, что в первый год жизни малыш просто начинает узнавать и привыкать к людям, которые о нем заботятся. Он не знаком с термином «мама» и не может назвать или сопоставить это слово с конкретным человеком. Для него существует женщина, которая находится постоянно рядом с ним, кормит и играет. То же самое касается и папы. Это просто мужчина, который не кормит, но все равно постоянно на виду, естественно, ребенок к нему привыкает и начинает узнавать, улыбаться и т.д.

Отличительная черта мамы от всех остальных родственников – это запах, мама пахнет едой. Этот запах ребенок ни с чем не спутает поэтому, если он голоден и находится близко к матери, то начинает нервничать, искать грудь, суетиться. Ведь как только ребенок рождается, его тут же кладут на живот к маме, срабатывает инстинкт, он начинает сосать грудь и этот запах становиться для него родным. Поэтому уже спустя несколько недель после рождения ребенок может с легкостью узнавать мамины вещи, которые пропахли молоком. В этот период можно другим членам семьи использовать мамину одежду, чтобы успокоить ребенка.

Последнее время в вязи с экологией, несовместимостью материнского молока и организма ребенка, а также отсутствием у матери этого самого молока все чаще детей кормят из бутылочки. Отсюда можно сделать вывод, что с едой у ребенка уже не будет ассоциироваться конкретный человек, ведь покормить малыша может и папа и бабушка и старшая сестра и т.д. И одежда мамы не пахнет молоком, так что, для таких детей мы эту гипотезу брать во внимание особо не будем.

Функция слуха у детей начинает активно развиваться еще в утробе матери. Они уже слышат, хотя еще не родились. Чаще всего дети слышат материнский голос в этот период. Однако, это не означает, что после рождения не нужно с ребенком разговаривать, он и так узнает маму, нет. Чем больше вы разговариваете со своим малышом, тем быстрее он начнет говорить и тем больше привыкнет к вашему голосу.

Хорошо дети начинают оборачиваться на знакомый им голос, начиная с трех месяцев.

Видит маму и узнает

Зрение у детей развивается не так активно как слух, в первые месяцы ребенок видит все как в тумане, он никак не распознает силуэты родителей. Ему все равно, кто прошел рядом папа или незнакомый мужчина.

Однако, постепенно, начиная с трех месяцев, мир малыша начинает приобретать краски, он замечает, кто именно находится с ним чаще всего, кто с ним играется, кто ему улыбается. Малыш начинает очень хорошо реагировать на мимику и улыбаться родителям в ответ.

В 4-5 месяцев ребенок при виде знакомого человека может начать гулить, улыбаться, дергать ножками и ручками, при условии, что этот человек радостно ему улыбается и спокойно приговаривает.

В полгода дети уже должны четко различать своих и чужих. Они могут даже сторониться посторонних людей, вести себя скованно, не играться и не улыбаться. Наш сынок в 6 месяцев был таким же: он с нами постоянно смеялся, игрался, показывал, что он умеет, дергал ножками и т.д. Как только его приносили к бабушке – становился сразу другим ребенком, грустный взгляд и минимум движений, вел себя настороженно.

Полезные советы

  1. Почаще улыбайтесь ребенку, и ответит тем же вам.
  2. Проводите с ним больше времени, и он привыкнет к вам, к вашему лицу, силуэту, походке.
  3. Разговаривайте с малышом почаще, и он привыкнет к вашему голосу, начнет раньше говорить. Показывайте ему новые предметы, цвета и он лучше познает мир.

Не существует четкой даты, когда малыш осознанно скажет слово «мама» и покажет на вас пальчиком, это все зависит от темперамента ребенка и от того, насколько хорошо вы с ним занимались. Это может произойти в год, а может и в два.

Давайте теперь подытожим все вышесказанное одним предложением. Ребенок начинает узнавать маму по запаху практически с первого месяца, а по звуку и визуально – чуть позже, начиная с третьего. Когда ваш сын или дочка произнесет фразу «Привет, мама» во многом зависит от вас.

Любит ли вас младенец?

Новорожденный ребенок – это настоящая terra incognita, целый материк чувств и смыслов. который пока скрыт от вас. Вы полюбили его задолго до той минуты, когда он появился на свет. Его рождение захлестывает вас такой волной счастливого восторга, что вопрос «а любит ли меня ребенок» в первый момент остается за бортом. Кажется, что он просто обязан испытывать те же чувства… или не обязан?

Вы родили скандалиста!

Первые эмоции, которые демонстрирует новорожденный – сплошь негативные. Он голоден – он плачет. Ему холодно – он кричит. Ему неудобно – не сомневайтесь, он найдет способ выразить свое недовольство. По сути, такая скандальность – естественный механизм выживания малыша. Однако даже неопытная мама быстро учится различать в плаче целый спектр чувств: протест, недовольство, жалобу, просьбу. Очень скоро она уже отличает сигнал о мокрых пеленках от просьбы уложить поскорее спать.

Между мамой и ребенком устанавливается настоящий эмоциональный контакт, когда чувства одного тут же улавливаются и воспринимаются другим.

Для ребенка это не просто удовлетворение насущных потребностей, но настоящая школа эмоций; он учится оперировать ими, ощущая, что от его усилий есть отдача. Уже очень скоро он не только сообщает о своем нынешнем состоянии «в пространство», но обращается к конкретному человеку – маме, пытаясь привлечь ее внимание. Однако маме, безусловно, хочется большего – взаимной любви и привязанности. Подождите несколько недель!

«От улыбки станет всем светлей…»

Нравится нам это или нет, но позитивные эмоции младенца имеют социальную природу. То есть он может быть сыт, сух, находиться в тепле, но не станет вас за это благодарить и сообщать, что он счастлив и всем доволен. Только общение может побудить его выражать свои теплые чувства. Обычно счастливые мамы и папы дожидаются первых позитивных эмоций младенца около месяца. И вот она, долгожданная награда – первая улыбка!

Сперва малыш улыбается, «отражая» выражение лица взрослого, но очень скоро он начинает узнавать маму и улыбается ей гораздо эмоциональней, чем остальным.

Ребенок спешит проявить радость от контакта, даже если мама устала или чем-то озабочена, словом – сама совсем не улыбается.

В 3-4 месяца проявляется «комплекс оживления». Ребенок испытывает положительные эмоции от контакта с группой близких людей, причем не только от самого контакта (когда его кормят, гладят, целуют, играют), но уже от его ожидания. Только заслышав голос мамы, папы или бабушки, малыш оживляется, начинает гулить, двигать ручками и ножками, улыбаться. С одной стороны, он учится привлекать к себе внимание при помощи положительных, а не только отрицательных эмоций. С другой стороны – это его первая ответная реакция на ваши действия, а не только на внешние неудобства. Приятно, не правда ли?

Океан любви

К тому времени, как малышу исполнится полгода, он начинает испытывать и осознанно проявлять свои чувства по отношению к окружающим. Он перестает радоваться всем подряд и выделяет круг знакомых лиц. К людям, которые ежедневно занимаются с ним, начинает формироваться привязанность, а к незнакомцам (гостям, или, например, врачу) кроха начинает относиться с подозрением и недоверием.

Конечно, это еще не осознанная любовь, в том смысле, в котором мы обычно употребляем это слово, но это уже ее основа. И хотя кажется, что в этом нежном возрасте малыш еще мало что понимает и все быстро забудет, важно проявлять свою любовь, принятие и уважение как можно более полно и открыто: вы не просто выражаете свои чувства к малышу, но учите его любить себя и окружающих.

О том, насколько успешно проходит это воспитание чувств, можно судить по интенсивности проявления сопереживания.

Для малыша до года – это наиболее сложное чувство, ведь его вызывают обстоятельства, не имеющие к нему непосредственного отношения. Если ваш ребенок расстроился, увидев огорченную маму – поздравляем, вы воспитали чуткого и восприимчивого малыша!

Удивительный мир

Эмоции полугодовалого малыша, в отличие от младенца, уже не просто имеют знак «+» или «-». Они носят дифференцированный характер – ребенок учится выражать гнев, печаль, удивление, восторг… Научиться этому он может только от родителей, чье эмоциональное поведение старательно копирует. В незнакомой или непривычной ситуации он первым делом смотрит на маму – только она служит его эмоциональным ориентиром. Если он не видит на ее лице отрицательных эмоций, то и сам не воспринимает произошедшее как нечто опасное, неприятное или тревожное.

Пугливые дети, «маленькие бояки» — это, чаще всего, дети тревожных мам, на лице которых появляется испуг от падения ребенка, его контакта с землей, цветами, насекомыми, кошками, собаками…

Не менее важная эмоция – удивление. Ее появление свидетельствует о начале этапа познания. Цепочка удивление – любопытство – радость сопровождает расширение границ мира ребенка. Завершается первый этап эмоционального взросления, активное взаимодействие с предметным миром начинает новый этап – интенсивного интеллектуального развития.

Мы узнали, какие гены передаются детям от папы, а какие — от мамы

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Если вы услышите в свой адрес заявление вроде «Ты вся / весь в мать», то знайте, что это заведомо ложное утверждение. На самом деле мы (особенно женщины) больше похожи на своих отцов, а не на матерей. Кроме того, есть предположение, что образ жизни отца до момента зачатия ребенка, его питание и самочувствие закладывают основы здоровья будущего малыша. О том, какие признаки передаются ребенку от папы, а какие — от мамы, читайте в этой статье.

AdMe.ru рекомендует помнить о том, что даже при хорошей наследственности не следует забывать о правильном образе жизни. Именно он в конечном итоге определяет, как вы будете выглядеть и как себя чувствовать.

Чаще всего дети наследуют от своих родителей форму кончика носа, область вокруг губ, размер скул, уголки глаз и форму подбородка. При распозновании лиц эти участки являются ключевыми, поэтому люди с одинаковыми областями кажутся нам поразительно похожими и даже идентичными.

А вот область между бровями часто отличается у родителей и их детей.

Дочь Риз Уизерспун унаследовала от мамы голубые глаза, форму скул, подбородка и кончика носа.

Мамины гены обычно составляют 50 % ДНК ребенка, а папины — остальные 50 %. Однако мужские гены более агрессивные, чем женские, поэтому они чаще проявляют себя. Так, на 40 % активных маминых генов может быть 60 % папиных.

Кроме того, организм беременной женщины распознает плод как наполовину чуждый организм. Чтобы сохранить ребенка, ему приходится мириться с захватническими отцовскими генами (иногда в ущерб собственным).

Тем не менее можно определить, какие признаки передадутся малышу от папы, а какие — от мамы.

Пол ребенка

Пол будущего малыша зависит от отца. От мамы ребенок всегда получает X-хромосому, а от папы либо тоже X-хромосому (и тогда будет девочка), либо Y-хромосому (и тогда будет мальчик).

При этом если у мужчины в семье много братьев, то у него будет больше сыновей, а если много сестер, то, соответственно, дочерей. Лишь у части мужчин сперма содержит примерно равное соотношение X- и Y-хромосом, и у них с одинаковой вероятностью рождаются как мальчики, так и девочки.

Y-хромосома содержит намного меньше генов, чем X-хромосома, и часть из них отвечает за формирование мужских половых органов и выработку сперматозоидов. Поэтому черты внешности мальчик большей частью получит от мамы и похож будет на нее. Что касается девочек, то они получат Х-хромосомы от обоих родителей, так что заранее предугадать их облик не удастся.

Состояние зубов

Если папа довольно частый гость в стоматологических клиниках, то, скорее всего, ребенок также будет нередко посещать дантиста. Хотя размер и форма зубов, а также особенности строения челюсти могут передаваться от любого из родителей, чаще доминирующими являются именно гены отца.

Поэтому если у папы кривые зубы, то у ребенка наверняка будет нарушение прикуса.

Гены, ответственные за интеллект, содержатся в X-хромосоме. Поэтому именно матери передают свои умственные способности сыновьям. Дочери получают ментальные способности от обоих родителей. Однако наследуется лишь до 40 % материнского интеллекта, все остальное дети получают в результате воспитания. Поэтому усиленную работу над собой ничто не заменит.

В среднем IQ у мальчиков отличается от материнского не более чем на 15 пунктов.

Склонность к психическим заболеваниям

С возрастом у мужчин ухудшается качество спермы. Из-за этого пожилые люди могут передавать детям мутированные гены. Это повышает риск появления у ребенка психических болезней, аутизма, гиперактивности, биполярного расстройства. Также дети, рожденные от отцов в возрасте 45 лет и старше, могут быть склонны к суициду и иметь сложности с обучением.

В любом возрасте представители сильного пола, страдающие ишемической болезнью сердца, передают склонность к ней своим сыновьям. А мужчины, которые страдали от бесплодия, а потому зачатие проводилось искусственным путем, также передают сыну предрасположенность к данной проблеме.

Склонность к гемофилии и аутизму

Одним из самых известных больных гемофилией является цесаревич Алексей. Слева на фото — его прабабушка, английская королева Виктория, которая была носителем гена гемофилии и передала его некоторым своим детям, внукам и правнукам.

Есть заболевания, которые передаются от матери, но проявляются только у мальчиков (у девочек вероятность этих болезней ничтожно мала). Так происходит, если женщина является носителем X-хромосомы с дефектным геном и именно эту хромосому передает сыну. В отличие от мамы, у мальчика только одна X-хромосома, поэтому ему нечем компенсировать мутированный ген.

К заболеваниям, передаваемым от матери, относится гемофилия (нарушение свертываемости крови) и миодистрофия Дюшенна (прогрессирующая слабость мышц). Аутизм бывает наиболее выраженным, когда он передается от матери к сыну.

Склонность к полноте

Склонность к полноте или, наоборот, стройности передается генетически. У некоторых людей вес и ширина талии на 25 % обусловлены генетикой, в большинстве же случаев — на 40%. У людей, борющихся с ожирением, эти цифры могут достигать 75–80 %, и тогда избавиться от лишних килограммов становится проблематично. Хотя и в этом случае разумная диета и физические нагрузки дадут результат.

Склонность к худобе или ожирению передается примерно одинаково от обоих родителей. При этом предрасположенность к стройности передается в меньшей степени, чем склонность к полноте.

Однако на вес ребенка при рождении влияет только мама. Независимо от того, насколько велика масса отца, ребенок родится стройным, если женщина худенькая. А вот если мама страдает ожирением, то у малыша с рождения может быть «резервный запас».

На рост ребенка в большей степени влияют отцы, чем матери. У высоких мужчин дети, как правило, имеют при рождении более высокий рост. В целом от 60 до 80 % роста ребенка определяется его отцом и матерью, а остальное — результат его питания, образа жизни и здоровья. Кроме того, не все дети одних родителей имеют одинаковый рост: как правило, младшие ниже старших.

Есть 2 формулы для определения роста будущего ребенка.

  • Если у вас мальчик, к росту мамы прибавьте рост папы и затем еще 13 см. Разделите сумму на 2 — и вы узнаете, насколько высоким будет ваш сын. Если у вас девочка, то к росту мамы прибавьте рост папы и вычтите 13 см. Разделите полученный результат на 2 — и вы получите примерный рост вашей дочки.
  • Запишите рост девочки в 18 месяцев, а мальчика — в 2 года и умножьте данные на 2. Такой рост (плюс-минус 10 см) и будет у вашего ребенка во взрослом возрасте.

Карий цвет глаз является доминантным признаком. Поэтому, если у одного из родителей (особенно у отца) темные глаза, а у другого — голубые или зеленые, то ребенок, скорее всего, будет кареглазым. Шанс увидеть светлоглазого малыша все же остается, но только если у родителя с темными глазами есть рецессивный ген, ответственный за голубой цвет глаз.

Голубой и зеленый цвет глаз — рецессивные признаки, но голубой является более доминантным, чем зеленый.

В то же время не исключена возможность появления кареглазого малыша у голубоглазых родителей.

Ссылка на основную публикацию