Не променяйте ребёнка на интернет!

Не променяйте ребёнка на интернет!

Для молодых мам с появлением смартфонов жизнь стала разнообразнее и интереснее: можно посидеть в интернете, сделать онлайн-покупки, поиграть в онлайн-игры или просто поболтать с подругами в соц. сетях, и даже заработать в интернете деньги. Но всё это только мешает присматривать за ребёнком. Иногда уход за ним и вовсе отходит на второй план. Давайте разберёмся: становится ли это проблемой?

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

5 вещей, которые ребёнок не должен делать в интернете

5 вещей, которые ребёнок не должен делать в интернете

Мы учим детей не разговаривать с незнакомцами, смотреть налево и направо, переходя дорогу, не поворачиваться спиной к собаке и не убегать от неё. Когда появился интернет, список потенциальных опасностей увеличился. «Мел» и «Лаборатория Касперского» рассказывают, что может угрожать ребёнку в сети и как его обезопасить.

1. Добавлять в «друзья» незнакомцев (особенно взрослых)

Первое, что мы говорим детям: никуда не ходи с незнакомыми людьми, даже если они предлагают показать щенка или говорят, что знают родителей. Такое же правило действует в интернете. Только здесь представиться другим человеком проще, чем в обычной жизни. Достаточно поставить на аватарку фотографию кого-то из ваших реальных друзей, чтобы вызвать доверие у ребёнка. «Знакомому» ребёнок с радостью расскажет, в какое время он возвращается домой, сколько зарабатывают родители (если он знает), начнёт присылать свои фотографии и даже может согласиться на встречу. По статистике, каждый десятый школьник встречался с людьми, с которыми знакомился в соцсетях.

Что делать. Видеть угрозу в каждой новой заявке в друзья точно не стоит. Ребёнок мог познакомиться с кем-то в школе, на занятиях в кружке или вообще во дворе. И устраивать допрос с пристрастием из-за каждого «френда» — не выход. Так вы только подорвёте доверие собственного ребёнка. Но ненавязчиво следить за списком друзей будет не лишним. И реагировать только в том случае, если новый знакомый вызывает обоснованные опасения. Например, приложение Kaspersky Safe Kids присылает отчёты об изменениях в списке друзей ребёнка. Так вы всегда будете в курсе того, кто пытается получить доступ к его странице или завязать общение.

2. Ставить геометки

Для того, чтобы рассказать всему миру личную информацию, необязательно переписываться с незнакомцами. Часто дети (и взрослые тоже) рассказывают в соцсетях обо всём, что происходит вокруг. Метки на фотографиях, подробно заполненные профили — мы своими же руками предоставляем о себе все личные данные. Приложение, которое копирует вашу базу контактов и делает её доступной всем желающим, скачало несколько миллионов (!) человек. Если уж взрослые так легко делятся информацией, что говорить о детях. Ребёнок без задней мысли пишет в соцсети: «Ура! Всей семьёй уезжаем на выходные». Друзья пожелают приятного отдыха, а кто-то посторонний сделает вывод, что квартира будет пустовать. Адрес легко вычислить по геометкам с фотографий.

Что делать. Объясните ребёнку, что некоторая информация должна оставаться личной. Нет ничего страшного в том, чтобы выложить фотографию с интересной экскурсии и поставить геометку. Но рассказывать о каждом шаге в интернете, особенно в открытом доступе, не стоит. Знать о том, где находится и чем занимается ребёнок, должны только родители. К слову, в специальном приложении вы можете установить безопасный периметр — когда дети выйдут за его пределы, вы получите уведомление.

3. Тратить в интернете слишком много

Раньше дети (то есть уже некоторые взрослые) верили в телевикторины и тратили деньги родителей на дорогие звонки. Теперь современные дети покупают жизни и бонусы в играх и заказывают игрушки на сайтах. Необязательно даже совершать покупку осознанно. Многие приложения так устроены, что для оплаты хватает одного клика. Родители сами помогают детям — дают свой телефон поиграть, сохраняют данные карт в браузерах и не выходят из профилей в интернет-магазинах. Это позволяет детям оформлять заказы на крупные суммы. Например, совсем недавно мама шестилетней Кейтлин из американского штата Юта не закрыла профиль на «Амазоне», и девочка потратила на игрушки 400 долларов.

Что делать. Если ребёнок время от времени пользуется вашим гаджетом, настройте ограничение встроенных покупок, удалите все данные банковских карт и электронных кошельков. На приложения мобильных банков установите пароль, который знаете только вы. Если вы в целом не против покупок в интернете и просто волнуетесь, что он может потратить слишком много, — заведите отдельный электронный кошелёк. Установите лимит: вот 1000 рублей на месяц, можешь потратить всё за раз, а можешь растянуть удовольствие. Заодно научите ребёнка распоряжаться деньгами.

4. Писать в открытом доступе свой номер телефона или данные карты

В интернете легко остаться анонимным, поэтому в сети много мошенников. Одни обманом выманивают у вас пароли и личные данные, другие присылают ссылки с вирусами. Фишинговые атаки, спам, скрытый майнинг — на уловки интернет-мошенников попадают даже взрослые. Дети, которые ещё не сталкивались с обманом, верят в платные опросы и случайные выигрыши, оставляют свой номер телефона или даже данные банковской карты на странных сайтах. Или случайно подключают wap-рассылку — одного клика (иногда даже на кнопку «закрыть») хватит, чтобы со счёта телефона начали списываться деньги.

Что делать. Во-первых, установите антивирус. Хоть этот совет и звучит очевидно, многие до сих пор не готовы платить за программу и рассчитывают лишь на встроенную защиту компьютера. Во-вторых, регулярно напоминайте ребёнку, что нельзя открывать сомнительные сайты, скачивать непонятные файлы и вводить куда бы то ни было номер телефона, пароли и данные карты.

5. Смотреть «взрослый» контент

Сайты с порнографией — не самое страшное, что можно увидеть в интернете. Вспомнить хотя бы «группы смерти», из-за которых многие родители стали внимательно следить за поведением детей в интернете. Кроме этого, в сети полно материалов с маркировкой 16+ и 18+ — жестоких игр и видео, доступ к которым никак не ограничен. Скачивать игру или нет, смотреть видео или закрыть его — решает только сам ребёнок. И часто его выбор не совпадает с мнением родителей: «весь класс играет в GTA, значит, и я буду».

Что делать. Сложно контролировать каждый шаг ребёнка в интернете (и не нужно!). В первую очередь, разговаривайте с детьми и ищите компромисс. Не просто запретите играть во что-то или заходить на определённые сайты, а объясните, к чему это может привести. Если уговоры не помогают, ограничьте доступ к нежелательным сайтам с помощью приложения.

Иллюстрации: Shutterstock (cosmaa, davooda)

Подружись с биоритмами и не читай нотаций! Как настроить ребенка на школу?

Если вам известен хотя бы один ребенок, который после 3 летних месяцев рвется в школу, – сообщите срочно нам. Мы о таком чуде света не слышали, да и сами были детьми. Эх, школа… Как не хочется в тебя возвращаться.

Решили выяснить со школьным психологом Алесей Казанцевой, в чем причины подобного явления и как их устранить.

Источник фото: flickr.com

1. Наладьте биоритмы

С синдромом начала учебного года сталкиваются примерно 90% детей: в первую неделю школьник «бунтует». Это может выражаться в капризах, раздражительности, плохом сне, отказе от еды.

А всему виной сбой биоритмов, произошедший за лето. Свободное времяпрепровождение за каникулы расслабляет ребенка, и ему сложно резко приспособиться к школьной нагрузке и жизни по расписанию, тем более что организм не желает расставаться со «свободным графиком», возвращаясь к постоянным ограничениям.

Как же настроить биоритмы ребенка? Продолжительность естественной перестройки организма составляет примерно месяц, и чтобы процесс проходил как можно менее болезненно, стоит ему в этом немного помочь.

Что можно сделать, чтобы привести в порядок режим дня?

  • За несколько дней до окончания каникул нужно попытаться сместить ночное время сна. Для этого ребенка необходимо начать укладывать в кровать немного раньше, каждый день сокращая время бодрствования на десять минут. Действовать стоит спокойно, не заставляя ребенка, а договариваясь с ним, обсуждая планы на завтра. Утром старайтесь будить школьника пораньше, постепенно приближая время подъема к школьному.
  • Если ребенок был на курорте, то возвращаться нужно не позднее, чем за неделю до начала занятий, иначе навалится не только школьная нагрузка, но и акклиматизация, – это плохо скажется и на самочувствие, и на психологическом состоянии.
  • Обязательно нужно ограничить время просмотра телевизора и компьютерных игр. Особенно важно следить, чтобы дети прекращали подвижные игры не позднее, чем за два часа до сна. Вечером лучше почитать книги, устроить семейное чаепитие или поиграть в спокойные игры. Это позволит детям успокоиться и быстрее уснуть.
  • Справиться с первым сильным стрессом, связанным с адаптацией, поможет долгий полноценный сон. Младшие школьники должны спать не менее 10 часов к ряду!

2. Морально поддерживайте

Нужно поддерживать и чаще хвалить! Но похвала должна быть не просто так, а за дело – сам встал вовремя, приготовил одежду, сделал уроки и т.д. Больше разговоров о школе в положительном ключе. Чувствуя внимание и заботу со стороны родителей, школьник быстрее привыкнет к перемене режима и будет оптимистичнее воспринимать школьные заботы.

Возвращение в школу после летних каникул, новый режим дня, новая обстановка, встреча с одноклассниками, которых ребенок давно не видел, новое знакомство с учителями и другие перемены приводят к определенному уровню стресса в организме, что может снизить иммунитет.

Поэтому не исключено, что в первые недели учебного года у ребенка может появиться небольшая простуда или температура, причиной которой является эмоциональная усталость.

Источник фото: pixabay.com

Создайте дома спокойную и доброжелательную атмосферу. Вполне вероятно, что оценки в начале четверти вас не порадуют. Но лень и нежелание учиться тут ни при чем. Просто весь организм еще не настроился на учебный лад.

Вместо того чтобы читать нотации, выразите уверенность в том, что скоро результаты станут лучше, ведь у вашего ребенка такой хороший потенциал!

3. Больше активности!

Обязателен активный отдых – прогулки на свежем воздухе, катание на велосипеде, роликовых коньках или самокате, подвижные игры на улице. Часто в период каникул, особенно когда они сопровождаются праздниками, ребенок большую часть времени проводит дома, что плохо сказывается на его эмоциональном и физическом состоянии.

Поддержание физической активности не только приносит пользу здоровью, но и помогает быстрее вернуться к рабочему ритму. Поэтому чем ближе окончание каникул, тем больше времени стоит уделять двигательной активности. Очень хорошо начинать день с утренней зарядки.

Источник фото: pixabay.com

Иногда ребенок, начав усиленно заниматься, переутомляется – становится вялым, сонным, апатичным. В этом случае нужно обеспечить ему полноценный отдых: разрешать спать днем и укладывать раньше вечером, позволять больше гулять на свежем воздухе. Но стоит ограничивать длительные спортивные занятия, походы в гости или оживленные места.

Нет необходимости сразу требовать от ребенка посещать все кружки и секции, в которые он ходил до каникул. Лучше возвращаться в рабочий ритм постепенно, с каждой неделей увеличивая умственные и физические нагрузки. На полное восстановление работоспособности требуется около месяца.

4. «Расшевелите» ум

Скука – злейший враг, поэтому ребенка обязательно нужно развлекать тем, что он обычно делает в школе: рисованием, чтением, письмом. Нужно заинтересовать этим, чтобы предстоящие уроки были для него желанными.

Для уверенности в себе, в собственных знаниях и умениях, лучше сделать за каникулы школьные задания из «летнего» списка. Их обязательно нужно делать, но не сразу, а распределив по частям на каждый день отдыха.

Подобная система позволяет избежать переутомления и не утратить привычку к занятиям. Главное — не заставлять, а найти подходящую систему мотивации.

Если есть желание сделать все уроки в начале каникул, чтобы потом «спокойно отдыхать», то пусть так и будет. Но если ребенок оттягивает момент, то придется напомнить ему о заданиях.

Источник фото: pixabay.com

Если ребенок поймет, что в день ему не потребуется более 20 минут, то вряд ли будет сильно сопротивляться. Более того, равномерное распределение нагрузки позволяет поддерживать учебную активность и существенно облегчает переход к школьной жизни.

Особое внимание обратите на те предметы, с которыми в школе возникали трудности, помогите разобраться, пока на это есть время. Тогда школа не пугать.

5. Правильно питайтесь

Ребенку необходимо полноценно питаться в любое время года, в том числе и на каникулах. Конечно, в праздничные дни можно позволить небольшие отступления от режима. Но в каникулы нужно организовать детям три полноценных приема пищи, желательно, чтобы они были в тоже время, что и в рабочие дни. Не забывайте каждый день давать ребенку фрукты и овощи.

Источник фото: pixabay.com

6. Эмоционально приятного общения много не бывает

Психологи говорят: если ребенка не гладить каждый день по голове, то у него «засыхает мозг». Конечно, это образное выражение. Но оно недалеко от истины.

В ласке нуждаются не только малыши, но и школьники средних классов, и даже подростки. Доказано, что дети, которых родители часто гладят по голове, обнимают, целуют, более оптимистичны, сообразительны и открыты в общении. Приласкайте своего ребенка, перед сном посидите с ним рядом несколько минут, почитайте книжку, скажите пару добрых слов, пожелайте спокойной ночи — и трудный завтрашний школьный день будет гораздо легче!

О ласке забывать не стоит! Дети остро нуждаются в доброте и похвале с вашей стороны, а если не получают этого, то страдают. Причем это касается не только первоклашки, но и ученика средней школы.

Общайтесь со своим ребенком, укладывая его спать, не забывайте сказать ему пару ласковых слов. Проводите с ним время, читайте, играйте, гуляйте и просто – будьте всегда рядом.

А как вы готовите ребенка к школе?

8 способов вырастить детей, которые будут независимы от гаджетов

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Современные дети едва ли не с пеленок на ты с компьютерами, смартфонами и планшетами. Эта тенденция вызывает обеспокоенность у родителей, педиатров и психологов, которые говорят о возможных негативных последствиях чрезмерного увлечения гаджетами. Как же обезопасить наших детей в современных реалиях?

AdMe.ru выделил 8 основных принципов здорового взаимодействия детей и цифровых устройств.

1. Определите предельно допустимое время, проводимое ребенком за цифровыми устройствами

Время, которое ребенок может проводить у экрана телевизора и цифровых устройств, зависит от его возраста. Авторитетная в этом вопросе Американская академия педиатрии дает следующие рекомендации:

  • От рождения до 18 месяцев: никаких экранов, включая телевизор. Исключение составляют только сеансы видеосвязи по скайпу с любимой бабушкой и другими родственниками.
  • От 2 до 5 лет: время, проводимое у экранов в день, — не больше 1 часа. В этот час входит все: смартфон, телевизор, планшет и компьютер.
  • Для детей старше 6 лет стоит установить определенный предел времени, проводимого за цифровыми устройствами (большинство специалистов говорят максимум о 2 часах в день). При этом важно удостовериться, что гаджеты не отнимают время у сна, физической активности и других видов деятельности, необходимых для здоровья и развития ребенка.

2. Не запрещайте — предлагайте другие варианты

Забрать смартфон / планшет / ноутбук и сказать «займись чем-нибудь» — это верный путь к истерике. Нужно предложить альтернативную, интересную совместную деятельность: спорт, походы, рисование, чтение, рыбалку с папой — в зависимости от возраста и предпочтений ребенка.

Ребенок сутками сидит в интернете. Кто виноват и как это исправить?

« Целый день в своем компьютере сидишь! Учи уроки, а то телефон заберу! » — современные родители обеспокоены зависимостью детей от Интернета и разных гаджетов и большинство семейных скандалов и ссор происходят именно на эту тему.

Если понаблюдать за условиями, в которых растет ребенок, можно заметить, как телефоны, планшеты, компьютеры упрощают жизнь родителей: вручаешь на полчаса телефон и можно заниматься своими делами.

Пока ребенок совсем маленький, родители часто смотрят фильмы и передачи на компьютерах, планшетах и телефонах.

Получается, что детям с ранних лет прививают общение с гаджетами. А вот гаджет без интернета не особо интересен ни взрослому, ни ребенку.

Взрослая интернет зависимость

Что происходит? Родители используют телефон как способ передохнуть от ребенка, а сами требуют от него читать книги, учить уроки, заниматься домашними делами.

Достаточно просто посмотреть на любого из взрослых. У кого нет зависимости от телефона с интернетом?

В современном мире этим страдают практически все люди. Часто даже на дружеских встречах и свиданиях люди «сидят в телефонах». А дома у многих есть несколько планшетов и ноутбуков, чтобы у каждого члена семьи был доступ в интернет.

До какого-то возраста ребенок испытывает потребность в общении с родителями, хочет рассказать о том, как прошел их день. С чем ему приходится столкнуться?

Мамы сидят в интернете в тот момент, когда дети им рассказывают что-то о себе. Папа играет с малышом и при этом сидит в какой-нибудь из социальных сетей.

Посмотрите на взрослых. Они всегда с телефонами, делают селфи, выкладывают в соц сети. И от этого процесса получают намного больше радости, чем от простого общения. Что же мы хотим от детей, если мы сами так легко попадаем в сети интернет зависимости?

« Буду, как мама»

Дети наследуют пример, который им показывают родители. Само поведение взрослых формирует зависимость детей от интернета.

Решение — в замене плохого примера на хороший. Хотите, чтобы дети больше уделяли внимание книгам, настольным играм, музыке, спорту и меньше времени тратили на интернет — начните сами это делать.

Если взрослые в буквальном смысле слова спят с телефоном, то чего можно ожидать от ребенка? Телефон — это первое, что они берут в руки, когда просыпаются, и последнее, что они держат в руках перед тем, как заснуть.

Телефон всегда под подушкой или возле кровати. Сколько случаев было, когда спал, нажал на телефон и позвонил разным людям.

Вторая причина зависимости – это тенденции современного мира. В современном мире все происходит через интернет.

В интернете можно совершить покупки, поиграть в игры, познакомиться с людьми, почитать разную информацию, узнать больше о жизни друзей по их профилям в соцсетях. Интернет – это часть современной жизни. Все больше и больше услуг переходят в режим онлайн.

Замена реальной жизни онлайном

Люди меньше контактируют друг с другом “вживую” — и их дети также меньше нуждаются в контакте с социумом. Дети лучше находят общий язык в чатах, нежели в реальной жизни.

Мы погружаемся с головой в интернет и не замечаем, как быстро проходит время. Нет времени беспокоиться об одиночестве, о пустоте в душе — онлайн общение закрывает большую часть эмоциональных потребностей человека.

Дети более адаптированы к современному миру технологий и интернета. А взрослому этот период адаптации дается сложнее. В данном случае беспокойство взрослых еще вызвано тем, что они выросли в период библиотек, читальных залов, рефератов написанных вручную, писем по почте, телевизоров, игр во дворах и песен под гитару у кого-то на квартире.

А для современных детей это совсем не так. Интернет – это их библиотека, телевизор и песня под гитару в виде прямого эфира в Instagram.

Современный мир диктует такие правила. В эпоху телевизоров дети были привязаны к телевизорам. В эпоху интернета – к компьютерам, планшетам и телефонам. Будет следующая эпоха, и уже новое поколения детей будет следовать новым тенденциям.

Интернет зависимость, возможно, не такая уже и зависимость для детей. На мой взгляд – это необходимость, так как это их способ общения и социализации.

Уменьшить зависимость от интернета возможно только в случае отсутствия у взрослых членов семьи зависимого поведения. Поощрение спортивной деятельности, развитие социальной адаптации и установка лимита на время, проведенное в интернете тоже могут принести полезные плоды.

Также нужно понимать, что любой этап человеческого развития приносит как плюсы, так и минусы. Важно достигать баланс.

Автор: Анна Тимофеенко

Ссылка на страницу автора в социальной сети:

Другие материалы Анны Тимофеенко на сайте Фаза Роста:

Как настроить смартфон ребёнка для безопасных прогулок по сети

Делаем интернет детским

Для современных детей разобраться с тем, как использовать интернет и смартфон, — дело простое и быстрое. К счастью, обезопасить чадо от материалов «18+», коих в сети отнюдь не мало, тоже несложно. У операторов есть сервисы для настройки использования гаджетов детьми. Мы разберёмся с их возможностями на примере услуги «Контроль интернета» МТС.

Закрываем доступ на сайты

«Будет лазить где попало» — основной страх родителя, ребёнок которого пользуется сетью. Выход один — фильтрация контента. В «Контроле интернета» есть пять режимов безопасности для каждого возраста. Доступны варианты от самого строгого «До 7 лет», с доступом к очень ограниченному списку детских сайтов и безопасным поиском, до «Взрослый», где список разрешённых сайтов значительно расширен, но сайты опасных категорий всё равно заблокированы. В «Личном» режиме можно самостоятельно «закрывать» разные категории сайтов, включать режим безопасного поиска в «Яндекс», Google и YouTube. Если вы захотите разрешить пользоваться заблокированным системой ресурсом, сформируйте собственный «белый» список.

Избежать «ну ещё пять минут, пожалуйста» и решить вопрос со школьными переменами без отрыва от экрана поможет настройка расписания доступа. В сервисе МТС можно выбрать дни недели и время, когда доступ к интернету будет полностью запрещён. В часы и дни «икс», например, в будни ребёнок не сможет выйти в сеть вообще, в другое время, например, вечером в выходные, будет пользоваться ей в соответствии с настроенным типом фильтрации.

«Контроль интернета» позволяет посмотреть подробную статистику использования интернета ребёнком. На ваш e-mail по выбранному расписанию могут приходить отчёты с информацией о том, когда, какие сайты и сколько раз посещал ребёнок. Для этого нужно будет установить расширенную связку между номером ребёнка и родителя, о чём мы подробно расскажем ниже.

Ещё одна возможность услуги — отключение загрузки файлов на смартфон или выбор разрешённых категорий — изображения, аудиофайлы, видеофайлы или документы.

Как это настроить?

Обезопасить детский смартфон можно за пару минут. Для этого понадобится он сам (аппарат, а не ребёнок), ваш телефон и компьютер.

1. Самый простой вариант — набрать на своём телефоне команду *111*1116*1# В ответ придёт SMS о подключении на номере услуги «Контроль интернета. Родитель». Между номерами родителя и ребенка возможны два типа связок:

  • базовая связка, позволяющая управлять настройками устройства ребенка. Для установки необходимо подтверждение на сервисное sms-сообщение;
  • расширенная связка помимо управления настройками, позволяет просматривать историю просмотренных и заблокированных в рамках оказания услуги сайтов. Номера родителя и ребенка должны быть оформлены на один лицевой счет или на одного и того же абонента (проверка по паспортным данным владельца номера). Проверка занимает до трех дней.

2. Теперь направляйтесь в Личный кабинет МТС, чтобы отправить запрос о подключении услуги ребёнку. Выберите раздел «Управление услугами», «Интернет» и перейдите по ссылке «Контроль интернета». Окно для добавления номера ребёнка сложно не заметить. Если он оформлен на вас, выберите «Расширенная связь» и получите возможность не только устанавливать правила для использования интернета, но и просматривать статистику посещений и скачиваний.

На номер сына или дочери придёт SMS-сообщение с просьбой подтвердить согласие на связку номеров. После отправки ответа с текстом «Да» можно будет переходить к настройке правил.

3. Все настройки возможностей услуги «Контроль интернета», о которых мы говорили выше, осуществляются в вашем Личном кабинете МТС. Выберите нужные сервисы.

Сколько это стоит?

Использование услуги «Контроль интернета» стоит 3 рубля в сутки за каждого ребёнка, подключать на одного родителя можно несколько номеров. Если вы связали свой номер с детским, то плата будет списываться с вашего лицевого счёта. Все подробности об услуге вот здесь.

Технические средства помогут обезопасить вашего ребёнка от нежелательного контента, однако говорить с ним о рисках, опасностях и правилах поведения в сети не просто желательно, но обязательно. Вот здесь мы подробно разбирали сложные ситуации, с которыми сын или дочь могут сталкиваться ежедневно, и рассказывали о том, как избежать неприятных последствий интернет-общения.

Ребенок сидит в интернете и ничего не рассказывает

Как достучаться до ребенка за компьютером? Безопасность детей в интернете: что действительно работает?

Дима Зицер педагог, писатель, автор нескольких книг о правильном воспитании детей

Большинство родителей боятся за детей в интернете, в соцсетях и за компьютером вообще. Боятся компьютерной зависимости, невыученных уроков и опасных незнакомцев во ВКонтакте. Страх рождает ограничения компьютерного времени и портит отношения с ребенком и подростком. Можно ли перестать бояться и что сказать ребенку, пришедшему из школы, чтобы он с вами наконец поговорил?

Почему многие дети проводят столько времени у экрана компьютера? Мне кажется, ответа только два и оба лежат на поверхности.

Первый: это очень-очень-ОЧЕНЬ интересно — проводить время играя, переписываясь с друзьями или проглядывая последние новости. Мы и сами, согласитесь, все больше времени уделяем этим виртуальным радостям. С той только разницей, что нашим детям не приходится пугаться и восхищенно цокать, увидев новый гаджет или программу: они, в отличие от нас, живут внутри этой реальности. И нам, безусловно, есть чему у них поучиться.

Второй мой ответ, вероятно, несколько огорчит читателя: дети проводят много времени за компьютером, если мир не предлагает им ничего более интересного и значимого. Что же мы, взрослые, такое сделали, что к семи-восьми годам дети не хотят с нами общаться, а хотят общаться только с компьютером?

Почему ребенок уходит в виртуальный мир?

Если приходят родители первоклассника и говорят: «Слушайте, ему же вообще ничего не интересно, представьте себе, он же совершенно не любопытен», — я в таких случаях всегда задаю один и тот же вопрос: «Как же вам удалось сделать его абсолютно нелюбопытным?». Ведь когда ребенку полгода, год, два, он хочет дотянуться до всего, хочет узнать, каков мир на ощупь, он со всеми хочет познакомиться, интересуется всякой картинкой. А теперь представим: изо дня в день он слышит: «Нельзя, не трогай, хорошие детки так себя не ведут, позже, не сейчас, не твое дело, вырастешь — узнаешь, выучишь потом, мне сейчас не до этого».

Вот так и происходит, что к семи-восьми годам для общения остается у него в основном компьютер.

Для многих молодых людей компьютер сегодня становится настоящим убежищем. Подумайте: отчего человек целиком уходит в виртуальный мир? Разве не оттого, что ему плохо в мире реальном? Там, по крайней мере, не учат его жить. Там он может хоть какое-то время находиться в иллюзии, что он чего-то стоит, что-то может, побыть самим собой без постоянных оценок взрослых и их же замечаний на любые темы.

Однако, как вы знаете, даже спрятавшись там, он не может чувствовать себя в безопасности, потому что в любую секунду может раздаться окрик: «Немедленно прекрати играть и отправляйся делать уроки!». И тогда однажды мы можем запоздало заметить, что ребенок заблокировал нам доступ в соцсеть. в свою комнату. в свою жизнь.

Я очень надеюсь, что каждое следующее поколение становится все более способным к рефлексии. То есть в тот момент, когда у меня в горле застывает крик: «Прекрати немедленно, убери этот планшет, тебе нужно заняться чтением, уборкой. » (не знаю, чем еще — сами подставьте нужное), возможно, в этот момент я мог бы остановиться.

Хотя бы секунд на 20. И подумать. И вспомнить о том, что когда-то я был на «этом фильме», только в другой роли, с другой стороны.

Безопасность детей в интернете: что делать?

Перед тем как вводить разнообразные табу, я искренне посоветовал бы задаться вопросом: какого именно результата мы хотели бы достичь? Ведь дети гарантированно войдут в пространство интернета и без нас, это лишь вопрос времени, причем кратчайшего. Невозможно в наше время не осознать, что социальные сети — одно из самых современных средств общения между людьми, нравится нам это или нет. Запретить все это просто невозможно.

Что же нам делать? Примерно то же, что мы делаем, когда перед тем, как переходить дорогу, смотрим по сторонам. Нам не приходит в голову запретить дороги, мы лишь заботимся о том, чтобы человек понимал, как дорога устроена и какие опасности могут его на этой самой дороге подстерегать.

Существуют ли факторы риска для детей в интернете? Конечно, еще какие! Есть ли опасности? Безусловно! Именно поэтому нам и нужно быть на стороне детей. Мы хотим, чтобы в минуту опасности они могли прийти к нам, чтобы они не боялись задать вопрос, поделиться сомнениями и опасениями. Чтобы они не боялись скандала и криков «Зачем ты вообще туда полез?!», чтобы, в конце концов, они знали, что во всех случаях им есть к кому обратиться.

Как вы понимаете, всего этого гарантированно не произойдет, если мы окажемся по разные стороны баррикады. В этом случае от нас, взрослых, нужно скрывать любую активность в Сети, любой интерес, любое новое увлечение — от музыки и до новых друзей.

Один из самых частых вопросов, которые мне приходится задавать взрослым, жалующимся на детей, «тонущих» в компьютерах: «Как вам кажется, что они там делают, во что играют?».

А знаете наиболее распространенный ответ? «Я не знаю» и даже «Он, когда я вхожу, закрывает игру (страницу)».

Если вдуматься, это так странно. Чего же мы хотим, если даже не интересуемся особо тем, что важно и интересно им? Если мы просто объявляем их увлечение злом.

А что, если вспомнить снова, что речь идет о нашем любимом человеке? Что, если удивиться самим тому, что нам перестало быть интересным, чем он живет, чем дышит? Что, если ответить себе честно: он интересуется чем-то, что мне недоступно. Тогда, возможно, и выход найдется?

Например, мы очень попросим впустить нас в этот их мир, прямо словами попросим. Попробуем понять, в чем суть этого интереса, сделаем хотя бы попытку оказаться на их стороне. Ведь тогда и они в один прекрасный день могут ответить на наше приглашение заинтересоваться тем, чем интересуемся мы. Или хотя бы постараться понять этот интерес.

Как убедиться, что у него все в порядке

К сожалению, иногда от ужаса взрослые готовы на настоящее предательство. Когда они вдруг обнаруживают, что доверие утрачено, что дети не просто не готовы с ними делиться, а вынуждены уже прятать от них свою жизнь, родители идут по пути нравственного преступления.

То есть попросту начинают тайную слежку: вламываются в их аккаунты в соцсетях, отслеживают активности и контакты, читают переписку. И, естественно, как и принято у совершающих преступление, они приводят при этом самые гуманные оправдания на свете: «Я ведь просто хочу ее защитить, я таким образом помогаю ему найти правильный путь, я хочу убедиться, что у него все в порядке».

Страничка в социальной сети — личное пространство человека, подобно дневнику несколько десятков лет назад. По сути, это и есть современный личный дневник. И просто немыслимо, даже оправдывая себя самыми благими намерениями, предавать близкого человека, влезая в его личную жизнь.

Признание права человека на собственную жизнь и секреты и есть один из вернейших залогов человеческих отношений. Для того чтобы «убедиться, что у него все в порядке», нужно построить такие отношения с любимым человеком, когда для него (как и для вас) неотъемлемой частью этих отношений станет необходимость делиться своими радостями, проблемами, новостями.

Построить их можно, только делая то же самое со своей стороны, то есть делиться тем, что важно вам. Делиться просто потому, что он — один из самых близких для вас людей, потому, что нам важно быть вместе, потому, что важен наш общий язык.

«Наш ребенок нам совсем ничего о себе не рассказывает. Что нам делать?» — с таким вопросом приходят ко мне очень многие родители. Я расскажу вам, что надо делать. Ну, надо бы рассказать, как у вас дела на работе, нет? Не очевидно?

Что такое система взаимодействия? Это такая двусторонняя штука. Я, подросток , имею право на себя, и мои любимые люди имеют право на себя. И поэтому, если я прихожу домой, а меня спрашивают, предположим, «Как дела в школе?», это самый странный вопрос в мире, который может меня настичь.

Если мы начинаем взаимодействовать так, у нас резко возрастают шансы на обратное взаимодействие. Потому что в этот момент мне предлагается понятная модель, которую я могу развивать, в рамках которой могу строить отношения.

Именно это является гарантией того, что такие отношения будут двусторонними. Но здесь же таится и опасность: если требовать правды только от него, мы никогда не услышим этой правды. Ни-ког-да!

И еще: к сожалению, это почти гарантия того, что мы постепенно потеряем связь. Говоря языком метафор виртуального мира, пароли однажды сменятся навсегда.

Для того чтобы человек осознавал опасности, в частности в интернете, его совсем не нужно пугать и ограничивать. Его нужно научить задавать вопросы и сомневаться. Ведь сомнения — это суть человечности.

И если я владею этим инструментом, тогда и к интернету я буду относиться критически. Даже в 12 лет. И не побоюсь сказать «Я не хочу этого видеть» и даже (вы удивитесь) «Мне рано на это смотреть». А иногда — и «Что-то тут не так. Обращусь-ка я к тем, кто может помочь мне понять, что происходит».

Променял семью на интернет

Вопрос психологам

Спрашивает: Анжелика.

Категория вопроса: Семья

Здравствуйте, мне 19 лет,я сирота. В 15 лет встретила будущего мужа,у которого из интересов была лишь брага,дискотеки и компьютерный клуб. Через 2 месяца мне надоело это и мы расстались. Спустя 2 месяца после разлуки он бросил пить, изменился. Выпустившись из детского дома я уехала учиться в другой город, но через 6 мес. мы переписывались смс и я бросила учёбу,мы стали жить с его мамой. Спустя год, в 17 лет я забеременнела и,так как никто не был против,родила сынишку.Всё было хорошо.

Настало время армии.Ему было тоггда уже 19. Когда он садился в поезд он со мной даже не попрощался.

3 месяца я растила сына,плакала,засела в интернете на сайтах чтоб хоть как-то развеятся. Потом выяснилось,что я беременна,и не стала делать аборт. Его через 3 месяца комиссовали,он пришёл домой,сел за ноутбук и понеслась.

Я настаивала,чтобы он работал, чтобы мы снимали жильё,он согласился.

А потом он стал ночами убугать к маме поиграть на компе,пока я спала с большим животом и сыном в кроватке. У него появились там друзья, любовь,он перестал абсолютно уделять внимание мне, а когда я родила, он обращал минимум внимания на сына и ноль-мне. Просьбы,слёзы,скандалы,истерики не помогли,родственники с его стороны тоже ничего не смогли сделать. После этого нового года он сказал что пошол с сыном помыться (у нас колонка сломалась) и не вернулся. Я ходила,просила,унижалась а он во время моего разговора сидел в аське и прогонял меня,чтоб я ему «на мозг не капала». Сына я забрала через опеку.

Возвращаться он не хочет,никто ничего сделать не может, все мне советуюсь развестись,но я всё ещё думаю что пройдёт ведь ему сейчас только 21 год.

Результат-2 малыша 1.5 года и 6 мес на руках, впереди полгода осталось отучиться, живём на пенсии и пособия что мне переводят,надежды и сил просто нет. А он так и живёт у свекрови и окружение его-интернет. Помогите,скажите,в чём мои ошибки и что делать, если семья не представляет ценностидля него.

ТОП лучших советов психологов

Получено 6 советов – консультаций от психологов, на вопрос: Променял семью на интернет

Здравствуйте, Анжелика! Вам не стои брать на себя всю вину за произошедшее — Ваш молодой человек просто ещё не зрел и он не понимает в чем ценность семьи (что в жизни главное и вечное) — он не готов быть отцом, не понимает, что надо делать в этой роли и какая ответсвтенность лежит на нем! — а Вы уже мать и несете ответственность за своих детей и свою и их жизнь и будущее. Вам рано пришлось повзрослеть! К сожалению, Вы не в силах как-то заставить его вырасти. и только измучаете себя и детей! Стройте свою жизнь, а не ждите когда человек наконец до этого дойдет (а ведь не факт, тчо дойдет!), растите детей, Вы ещё сможете встретить человека, который будет ценить и семью и Вас, и Ваших детей.

Хороший ответ 4 Плохой ответ 2

Ответов на сайте: 1996 Проводит тренингов: 9 Публикаций: 4

Здравствуйте, Анжелика! К сожалению, Ваш партнер еще не повзрослел и оказался не готов к ответственности сразу за стОльких человек. Истериками и уговорами здесь ничего не исправить. Чем больше Вы будете на него давить, тем больше он будет сопротивляться и уходить от реальности в «компьютер». Начните думать о своем будущем без него, заботьтесь о детях, учитесь. Поговорите с его родственниками о возможности оказывать материальную помощь детям. Возможно, они смогут с ними иногда сидеть, пока Вы, например, учитесь. Ищите ресурсы поддержки в своем окружении и в себе. Желаю Вам терпения, любви и всего наилучшего! Татьяна.

Хороший ответ 6 Плохой ответ 1

Психолог Пермь Был на сайте: 31.03.2018

Ответов на сайте: 191 Проводит тренингов: 1 Публикаций: 0

Вам в жизни пришлось не легко. Мне очень жаль, что так случилось.

Тем более грустно говорить Вам о том, что и в этой ситуации, если быть честной, сразу легко не станет. Вам предстоит сложный путь собственного взросления и взращивания и воспитания своих детей.

В то же время приятно то, что Вы уже сейчас, в своём юном возрасте, задумываетесь над такими важными вопросами. Для меня это хороший знак, говорящий о том, что Вы не пассивны, что Вы ищете ответы на сложные вопросы и стараетесь решить те задачи, которые перед Вами ставит жизнь. А значит, у Вас есть шанс изменить свою жизнь к лучшему и быть счастливой женщиной и мамой.

По поводу Вашего вопроса.

У вижу Ваш выбор так:

1. Ждать, пока отец Ваших детей созреет и семья приобретёт для него ценность. Гарантий, что это когда-то случится, нет. И сроков, когда это произойдёт, тоже. И Вы рискуете потерять драгоценное время собственной жизни, ожидая его. Рискуете временем своей жизни, собственным благополучием и психологическим здоровьем своих детей.

2. Не ждать. Жить дальше. Учиться, работать, искать поддержки у друзей и коллег, в государственных службах, родственников мужа — везде, где только можете. И искать другого мужчину, создавать другие отношения, выбирая того мужчину, для которого семья и Вы будете ценны и любимы. Который будет готов принять и Ваших детей. Здесь Вы тоже рискуете. Рискуете столкнуться вновь с собственным одиночеством, с тем, как сложно искать помощи и, возможно, просить её, с усталостью и бессилием в каких-то ситуациях.

Я желаю Вам душевных сил быть честной перед самой собой, мудрости в принятии решений, веры в себя и отзывчивых людей в Вашей жизни.

Если у вас нет средств на частные психологические услуги, ищите бесплатную помощь в государственных структурах (в системе социальной защиты населения, в психологических центрах государственных, на телефонах доверия) и, если есть возможность, в интернете (существует много форумов, где можно писать о себе, обсуждать проблемы, общаться и знакомиться с разными людьми, получать поддержку). Только не сводите всё к интернету. Очные знакомства, встречи, общение много продуктивнее и живее, чем виртуальные контакты.

Хороший ответ 4 Плохой ответ 0

Вы плохо слышали и видели признаки его склонности к уходу от реальности и возникновению зависимости, но я думаю, это в силу молодости и отсутствия жизненного опыта. Наверное, действительно, в 17 лет может казаться, что своей любовью Вы можете изменить весь мир, а уж любимого человека — тем более. У меня нет желания Вас обвинять и предъявлять Вам ошибки, наоборот, много сочувствия и желания поддержать. Я не являюсь сторонником «борьбы» за любимого человека с алкоголизмом, игроманией и компьютерной зависимостью. Я считаю, что человек делает свой выбор сам, а пенять на зависимость (дескать, это болезнь, я с собой не могу справиться)- это просто удобный способ сбросить с себя ответственность за свою жизнь. Примите его выбор, как данность, и сделайте свой. Если выбираете ответственность за себя и за детей — ищите способы и ресурсы выжить и жить достойно, сейчас есть возможности заработать, просто нужно их искать в своём регионе. Если выберете жаловаться на жизнь и взывать к его совести, ничего сама не делая — тоже имеете право. Знаете, если человек принимает на себя ответственность за себя и свою жизнь, он добивается того, чего хочет — это показывает мой жизненный и профессиональный опыт. Если выберете это — от меня Вам огромное уважение. Всего Вам наилучшего, Елена.

Хороший ответ 5 Плохой ответ 1

В первую очередь очень хочется вас поддержать! Понимаю, как хотелось вам поскорее обрести семью, которой не было, как хотелось восполнить пустоту вокруг себя. Но это не ошибка, это опыт. Жаль, но мне кажется, что ваш муж, еще совсем не нагулявшись, не обретет в скором времени те семейные ценности, которые вы ждете. Не стоит свою жизнь и жизнь своих детей ставить в зависимость от личностного роста другого человека. Придет к вам когда-нибудь — что ж, будете решать, хотите ли вы быть с ним, не придет — нужно пытаться найти свой жизненный путь. Он у вас уже не одинок! В ваших словах я слышу отчаяние. Это можно понять. Но мама и ее дети — это уже семья! Желаю вам сил и внутренних ресурсов, чтобы закончить учебу, найти работу, поднять детишек, обязательно искать помощь у людей в вашем окружении, быть открытой к новым отношениям с другими мужчинами, достойными вас и ваших детей. Помните сказку про двух лягушек, попавших в тазик с молоком? Боритесь, действуйте — и обязательно обретете почву под ногами!

Хороший ответ 7 Плохой ответ 0

Анжелика, рад за вас, что вы не сделаи аборта ни в 1 ни во втором случае. Да, сложно сейчас все это нести на своих плечах. Если есть возможность, я готов с вами встретиться. К примеру в эту субботу. По деньгам не замудряйтесь. До встречи.

Точка невозврата: почему россиянки не хотят детей

Россиянки рожают все реже и позже, рождаемость в 2019 году откатилась к показателю двадцатилетней кризисной давности. Однако теперь причины другие, более опасные — становиться мамой не хотят из-за смены моральных ориентиров и модных антисемейных направлений. И уже через несколько лет Россия рискует пройти демографическую «точку невозврата».

По данным Росстата, сегодня большинство женщин в России рожают первенца после 26-и лет. При этом общий уровень рождаемости снизился до цифр 1999 года, правда, тогда средний возраст «первородок» достигал 21 года. Социологи РАНХиГС в исследовании назвали две вероятные причины позднего материнства в современной России — деньги и смена жизненных ценностей.

Нет денег и времени

Непрекращающееся снижение реальных доходов населения с 2014 года напрямую сказывается на решении родить ребенка «чуть позже». Бедность молодых семьей заставляет их откладывать это событие на один–три года в ожидании лучших времен. Но практика показывает, что лучшие времена могут и не наступить, и люди лишь теряют время.

Вторая причина — смена моральных ориентиров у молодых людей. В максимально репродуктивном возрасте сейчас находятся женщины 1990-х годов рождения. Это поколение имеет две особенности. Женаты по факту: плюсы и минусы любви «без штампа»

Во-первых, они сами росли в период острого демографического кризиса, среди подавляющего количества семей с одним ребенком и неполных семей. И все это на фоне существенного роста бедности, что наложило определенный отпечаток на восприятие семьи.

Вторая особенность этого поколения — «цифровизация». Практически с детства люди, рожденные в 90-е, знакомы с сетевыми технологиями, повлиявшими на образ жизни и базовые ценности. Женщины чаще предпочитают материнству учебу, карьеру, путешествия. На создание семьи времени почти не остается.

«Все больше женщин стало откладывать рождение первых детей. Возможно, в конечном итоге будет повышаться доля окончательно бездетных. », — цитирует «Взгляд» соавтора исследования РАНХиГС, завлабораторией исследований демографии Аллу Макаренцеву.

На что променяли детей

В 90-е годы семьи чаще всего решались только на одного ребенка, редко — на двух и очень редко — на трех. Сейчас в России увеличилась доля семей с двумя-тремя детьми. Но в то же время выросла доля полной бездетности, а также количество людей вообще не состоящих в браке.

Причины феномена свободы от семейных отношений и отказа рожать связаны не с экономическими аспектами, а с моральными, считает завкафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ Анатолий Антонов.

По его мнению, как в России, так и за рубежом престиж института брака снижается последние 50 лет и молодое поколение приветствует антисемейный социальный уклад, то есть полное неприятие брака. Основной приоритет молодежи в развитых странах — экономическая прибыль, а семья — не главное. «Разговоры о правах человека и важности личности в истории породили расцвет «индивидизма». Единицей общественной жизни поставлена не семья, а индивид», — пояснил Антонов.

В России молодые люди предпочитают сожительствовать, оставляя внутреннее ощущение несожженных мостов. А в семье, где отношения не зарегистрированы, процент рождаемости очень мал. Чаще всего такие пары бездетны и в краткосрочной перспективе обзаводиться карапузами не намерены.

Феминизм и чайлдфри, по мнению социологов, также стали одними из главных врагов института брака. «Сторонники феминизма добились равноправия женщин в социальных сферах жизни и решили свою задачу. Многие феминистки считают преступлением воспитание мальчиков будущими отцами, а девочек — матерями», — подчеркнул Антонов, добавив, что окончательный крах института семьи во всем мире наступит уже в конце этого века.

Сколько детей нужно российской семье

По данным Росстата, за шесть месяцев 2019 года рождаемость в стране сократилась на 8,1% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Так, в январе–июне 2019 года родились около 720 тысяч малышей, а в 2018 году за аналогичный период—783 тысячи.

Коэффициент рождаемости, необходимый для полного воспроизводства населения, — 2,1 (в среднем на женщину), в 2018 году в России он был 1,58. «Но в развитых странах его практически нет. Коэффициент ближе к 2 наблюдается в Скандинавских странах, высокий коэффициент во Франции. Но в целом все развитые страны во второй половине 20-го века пережили падение ниже уровня простого воспроизводства», — признала Макаренцева.

Учитывая текущую ситуацию, чтобы население России начало расти, половина семей должны родить трех детей. В Евросоюзе таких семей 15%, а у нас в стране – около 7%. «Все страны ЕС обречены на завоз мигрантов из Азии и Африки», — констатировал Антонов.

И что делать?

Решать проблемы семьи в России нужно на самом высоком уровне, считает завкафедрой социологии семьи и демографии МГУ. Правительство, по его мнению, должно просчитывать действия сразу на 30 лет вперед.

Макаренцева настаивает, что думать нужно не только о рождаемости, но и о мерах по уходу за детьми. Например, увеличение мест для младенцев в яслях. «Если действительно появится то количество ясельных мест, которые обещают, скорее всего, это благотворно скажется. Если это будет территориально доступно для семей, то это укрепит желание людей иметь еще одного ребенка», — резюмировала социолог.

Чем грозят детям интернет, гаджеты и технологии

Современные дети пользуются гаджетами и интернетом с пеленок, зачастую — бесконтрольно. И вот что говорят психологи о том, каким вырастает новое поколение и какие опасности его поджидают.

Сплошной гедонизм

Стремление к получению удовольствия – это первое, чему учатся дети, если их жизнь с ранних лет связана с бесконечным использованием планшета и интернета, обращают внимание психологи.

И вот уже начинается эмоциональное вырождение, и дети становятся не пользователями, а рабами.

Психологи обращают внимание, что в первые 3 года у человека формируется картина мира, до 7 лет закладывается эмоциональная сфера и он принимает жизненно важные решения, поэтому в этот период ребенок должен находиться в семье, окруженный любовью, вниманием и заботой.

Отсутствие мыслительной деятельности

Некоторые психологи уже сейчас сталкиваются с тем, что молодежь не способна мыслить и рассуждать. Ведь зачем, если под рукой всегда есть интернет, а там – ответ на любой вопрос.

А отсутствие развития базовых навыков мышления, в свою очередь, усложняет и саму работу в интернете – становится трудно выделять важное, правдивое, нужное. Причем приобрести навык «мыслить» в более позднем возрасте уже нельзя, поскольку проходит так называемый чувствительный период.

«Если ребенка до 9-10 лет не научить говорить, то речью он уже не овладеет никогда. Дети играющие в «планшет» не только не научатся думать сейчас, они не смогут это сделать и потом, с возрастом пропадает возможность обучения мышлению».

Короче, пожалуйста

Согласитесь, вы скорее посмотрите короткое видео и прочитаете небольшой текст со множеством картинок — большие полотна и многоминутные ролики отнимают слишком много времени. Мы в последние годы стремимся останавливать внимание только на сжатой информации, пережеванной ранее, а сегодняшние дети – на этом растут. Сложно представить, как они будут читать «Войну и мир».

Сначала делать, потом думать

Личная ответственность за свои поступки будет падать, ведь всегда все можно поправить файл или вообще удалить пост. «Семь раз отмерь – один раз отрежь» уже не работает. Теперь можно безнаказанно сначала публиковать что-то, а потом перечитывать и править.

Опасное образование

Но самая большая опасность кроется не столько в использовании детьми технологий, сколько в их отрицании учителями, считают некоторые психологи. Нет смысла бороться с прогрессом, нужно уметь пользоваться им.

Ребенку больше не интересно слушать 3 часа то, что он может без труда найти в сети, в более удобной и интересной форме, нудные лекции легко заменяются на качественные фильмы, говорит она.

В то же время интернет позволяет ребенку узнавать о жизни за пределами своего города и даже страны:

Ссылка на основную публикацию