Основные рефлексы новорожденных детей: безусловные и условные рефлексы

9. Безусловные рефлексы младенца.

Врожденные рефлексы – дар природы, необходимые малышу для выживания вне организма мамы, которые помогают новорожденному в приспособлении к жизни в окружающем его мире. Еще в родильном доме, сразу после рождения малыша, врач-неонатолог проверяет врожденные рефлексы и дает оценку развитию нервной системы. Если физиологические рефлексы хорошо развиты и мышечный тонус в норме, значит у ребенка все в порядке.

Основные безусловные рефлексы новорожденных

1 Дыхательный рефлекс

Первым, сразу после рождения, включается дыхательный рефлекс – раскрываются легкие малыша и он делает первый самостоятельный вдох.

2. Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта, при прикосновении к губам и языку новорожденного. Например, при вкладывании в рот соска, соски, пальца появляются ритмичные сосательные движения.

3. Глотательный рефлекс Если что-то попадает в ротик малыша, то он глотает. Первые дни ребенок учится координировать дыхательные движения с глотательными.

4. Рефлекс кляпа. Рефлекс заставляет ребенка выталкивать изо рта языком любые твердые предметы. Рефлекс кляпа появляется сразу после рождения. Рефлекс не дает ребенку подавиться. Этот рефлекс угасает ближе к 6 месяцам. Именно рефлексом кляпа объясняется то, что малышу до 6-ти месяцев так трудно глотать твердую пишу.

5. Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля

Поисковый рефлекс помогает малышу найти сосок и хорошо выражен перед кормлением.

В норме вызывается у всех новорожденных и полностью должен исчезать к 3 месячному возрасту. Затем появляется реакция на зрительный раздражитель, ребенок оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению.

6. Хоботковый рефлекс (рефлекс ротовой Эшериха)

Вызывается быстрым легким прикосновением пальцем, соской или молоточком по верхней губе ребенка — в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры новорожденного -вытягивание губ в виде хоботка.

В норме хоботковый рефлекс выявляется у всех здоровых новорожденных, и постепенно угасает к трехмесячному возрасту. Сохранение хоботкового рефлекса его у детей старше трехмесячного возраста является признаком возможной патологии головного мозга и наблюдается у детей с поражением нервной системы.

7. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением. После двух месяцев этот рефлекс снижается, а к трем — исчезает совсем.

Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС), особенно при родовой травме шейного отдела спинного мозга.

Быстрое становление рефлекса и его угосание до 3 месяцев является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму.

8.Верхний хватательный рефлекс (Янишевского)

У младенца в норме хватательный рефлекс хорошо вызывается. Перед кормлением и во время еды хватательный рефлекс выражен значительно сильнее.

Рефлекс физиологичен до 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предметов.

9. Рефлекс подвешивания Робинсона

К 3-4 мес этот безусловный рефлекс трансформируется в условный — ребенок начинает хватать игрушки целенаправленно. Хорошая выраженность хватательного рефлекса и рефлекса Робинзона способствует быстрому развитию условного рефлекса и тем самым — развитию мышечной силы в руках и способствует более быстрому развитию тонкой ручной умелости.

10. Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского)

У здоровых детей этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев жизни.

Отсутствие нижнего хватательного рефлекса возникает при поражении спинного мозга на поясничном уровне.

11. Рефлекс Бабинского.

Большинство врачей сейчас считают рефлекс Бабинского нормой для первого года жизни и что его наличие не является признаком патологии, и с возрастом он пройдёт. Они объясняют тем, что это связано с недостаточным развитием коры головного мозга и соответственно системы центрального двигательного нейрона в раннем детском возрасте и что этот рефлекс встречается сейчас очень часто.

12. Пяточный рефлекс Аршавского

При надавливании на пяточную кость у ребенка вызываются крик или гримасы плача.

Отсутствие их, снижение степени выраженности или асимметрия могут указывать на поражение нервной системы.

13. Рефлекс охватывания Моро

Рефлекс выражен сразу после рождения. У всех здоровых новорожденных рефлекс Моро всегда симметричен(одинаков) в обеих руках и выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

10. Комплекс оживления как основное новообразование периода раннего младенчества, его значение для психического развития ребенка.

«Комплекс оживления», описанный Н. М. Щеловановым, возникает с 2,5 месяцев и нарастает до 4-го месяца. Он включает в себя группу реакций таких как:

1) замирание, сосредоточение на предмете, взгляд с напряжением;

3) двигательное оживление;

После четырех месяцев комплекс распадается. Протекание реакций зависит от поведения взрослого. Анализ возрастной динамики показывает, что до двух месяцев ребенок одинаково реагирует и на игрушку, и на взрослого, но взрослому он чаще улыбается. После трех месяцев формируется двигательное оживление на увиденный предмет. В первом полугодии ребенок не различает положительного и отрицательного воздействий. У ребенка возникает потребность во внимании, появляются экспрессивно-мимические средства общения. Чем внимательнее взрослый к ребенку, тем раньше он начинает выделять себя из окружающего мира, что является основой его самосознания и самооценки. К концу первого полугодия ребенок проявляет богатую палитру эмоций. Акт хватания в пять месяцев уже сформирован. Благодаря взрослому ребенок выделяет целостный предмет и формирует сенсорно-моторный акт. Интерес к действиям и предметам – свидетельство нового этапа развития. Во втором полугодии жизни ведущим становится манипулятивное действие (бросание, щипание, кусание). К концу года ребенок осваивает свойства предметов. В 7–8 месяцев ребенок должен бросать, трогать предметы, активно вести себя. Общение является ситуативно-деловым. Меняется отношение к взрослым, преобладает негативная реакция на замечания. Эмоции становятся ярче, различаются в зависимости от ситуации.

Развитие моторики младенца подчиняется определенной схеме: движения совершенствуются от крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала это происходит с ручками и верхней половиной тела, затем – с ножками и нижней частью тела. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя они обе связаны. Этот возрастной этап является подготовительным к речевому развитию и называется довербальным периодом.

1. Развитие пассивной речи – ребенок учится понимать, угадывает смысл; важен анемо-тический слух ребенка, у взрослого важна артикуляция.

2. Отработка речевых артикуляций. Изменение звуковой единицы (тембра) ведет к изменению смысла. В норме ребенок в 6–7 месяцев поворачивает голову при назывании предмета, если этот предмет имеет постоянное место, а в 7–8 месяцев отыскивает названный предмет среди других. К первому году ребенок понимает, о каком предмете идет речь, и выполняет элементарные действия. В 5–6 месяцев ребенок должен пройти стадию лепета и научиться произносить четко триады и диады (три и два звука), уметь воспроизвести ситуацию общения.

Основные рефлексы новорожденных детей: безусловные и условные рефлексы

Новорожденный малыш лишь кажется беспомощным маленьким комочком, на самом деле природа позаботилась о нем и снабдила рядом врожденных безусловных рефлексов, призванных защищать и оберегать его. О чем же говорят эти забавные реакции тела и зачем они нужны? Объясняет кандидат медицинских наук Елена Борисовна Мачнева.

Какими бывают рефлексы

Некоторые рефлексы угасают очень быстро, другие сохраняются на протяжении более длительного периода — и это абсолютно нормально. Родителям важно знать сроки проявления и угасания безусловных рефлексов, но, в любом случае, без регулярных осмотров невролога малышу не обойтись.

Все безусловные рефлексы новорожденного педиатры — неонатологи разделяют на три основные группы:

  • Обеспечивающие общую нормальную жизнедеятельность (дыхательный, сосательный, глотательный, а также спинальные рефлексы);
  • Направленные на защиту детского организма от внешних воздействий яркого света, холода, жары и других раздражителей;
  • «Временные» рефлексы — например, рефлекс задержки дыхания, необходимый для продвижения по родовым путям матери.

Самые важные безусловные рефлексы малыша — это оральные рефлексы. Именно они позволяют ребенку добывать себе еду.

Сосательный рефлекс проявляется сразу после рождения — при условии, что ребенок здоров. Малыш обхватывает губами сосок, палец, соску и ритмично их посасывает — примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Угасать сосательный рефлекс начинает примерно к году, и постепенно исчезает лишь к 1,5-3 годам. Специалисты считают, что таким образом природа сама определила оптимальный срок для окончания грудного вскармливания.

Хоботковый рефлекс. Стоит легко коснуться губ малыша, и они смешно выпячиваются в трубочку — совсем как хобот у слоненка, — в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта.

Ладонно-ротовой рефлекс — попробуйте нажать большим пальцем на ладошку малыша — он откроет ротик.

Спинальные рефлексы — набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. Это двигательные рефлексы, регулируемые спинным мозгом. При их участии наше тело принимает разные позы и перемещается в пространстве.

Верхний защитный рефлекс. Этот рефлекс проявляется сразу же после рождения, если ребенок здоров. Если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Так кроха восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути.

Поисковый рефлекс — если тронуть уголок рта малыша, он поворачивает голову к раздражителю.

Хватательный — вложите малышу палец в руку, и он крепко сожмет кулачок, да так, что его легко можно будет приподнять!

Рефлекс Бабинского. Смысл в том, что если погладить края подошвы снаружи, то пальчики раскрываются в виде веера, а стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Врач оценивает энергичность и симметрию движений.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Этот рефлекс подготавливает малыша к ходьбе. Опустите малыша ножками на пол, и он будет стоять, опираясь на стопу, а если наклонить вперед — начнет «переступать ножками».

Рефлекс ползания. Положите малыша на животик и прикоснитесь своими ладонями к его подошвам. Он тут же оттолкнется от опоры и продвинется вперед.

Рефлекс Галанта. Заключается в том, что, если провести пальцем вдоль позвоночника малыша сверху вниз, отступив от него 1 см слева — малыш выгнет спинку вправо и разогнет левую ножку, проделайте тоже самое с правой стороны — малыш выгнет спинку влево, и разогнет правую ножку. Врач оценивает симметричность отзыва на рефлекс.

Рефлекс Переса. Положите малыша на животик и проведите пальцем по позвоночнику, двигаясь от копчика к шее и слегка надавливая на позвонки. В ответ малыш поднимет голову и таз, прогнет спину и согнет ноги в коленях. При этом он может закричать, помочиться или покакать. Рефлекс помогает врачу оценить работу спинного мозга.

Рефлекс Моро. Это защитный рефлекс. Проверить его можно множеством способом, например, уронить игрушку рядом с ребенком, резко приподнять нижнюю половину его тела за ножки, хлопнуть по пеленальному столику, на котором лежит кроха. В ответ на это малыш сначала разведет ручки в стороны, разожмет кулачки и выпрямит согнутые ноги. А через 2−3 секунды ручки либо вернутся в исходное положение, либо кроха обнимет себя ими. Сохраняется до 3-4 месяцев. Если малыш без видимой причины часто разводит ручки или его движения асимметричны, на это нужно обратить внимание.

Рефлекс Магнуса-Клейна, или Асимметричный рефлекс. Если повернуть головку ребенка вправо, он разогнет правую руку и правую ногу и согнет левую руку и левую ногу — встанет в «позу фехтовальщика». Рефлекс координирует работу глаз и мозга и способствует развитию вестибулярного аппарата.

Симметричный рефлекс. Аккуратно нагните головку малыша так, чтобы подбородок коснулся груди: ручки тут же согнутся, а ножки разогнутся. Если головку разогнуть, все будет наоборот: ручки разогнутся, а ножки согнутся. Готовьте ребенка к осознанному ползанию.

Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положения головы крохи в пространстве. В положении «лежа на животе» голова крохи падает на грудь или запрокидывается назад, спина выгибается, руки прижимаются к груди, пальцы сжимаются в кулачки, ножки сгибаются в коленях и прижимаются к животу. Через несколько минут ребенок начинает выполнять плавательные движения, которые переходят в спонтанное ползание.

Условные и безусловные рефлексы новорожденных

Новорожденный малыш кажется таким беспомощным и слабым, что трудно представить себе, как он сможет выживать в новом для него окружающем мире. Тем не менее, организм малыша вполне способен справляться с основными задачами, с которыми он сталкивается с первых минут жизни вне материнского тела. Происходит это благодаря врожденным рефлексам, которых насчитывается более 75. Врожденные рефлексы позволяют малышу выполнять простые действия, без которых его существование в новой реальности невозможно. Что собой представляют рефлексы новорожденного, и какими они бывают?

Что такое рефлекс?

У малыша в первые месяцы жизни кора головного мозга, которая является высшим аналитическим центром, еще не способна функционировать в полной мере, обеспечивая безопасное существование маленького человечка в окружающей среде. Природа «подстраховалась», обеспечив малыша рефлексами – набором определенных автоматических действий, которые контролируются центрами спинного и низшими отделами головного мозга.

Рефлексы новорожденных разделяют на условные и безусловные. Отличие их состоит в том, что безусловные рефлексы новорожденных заложены в малыше природой и проявляются сразу после рождения, а также в течение первых месяцев жизни. Что же касается условных рефлексов новорожденных, то они формируются по мере роста и развития ребенка. Молодым родителям важно знать, какие существуют основные рефлексы новорожденных, поскольку их отсутствие может свидетельствовать о наличии проблем со здоровьем малыша.

Основные безусловные рефлексы новорожденных

Безусловные рефлексы новорожденного активны в течение первых 3-5 месяцев, после чего они угасают. К основным безусловным рефлексам новорожденных относятся следующие:

  • Сосательный рефлекс у новорожденных и глотательный рефлекс. С помощью этих рефлексов новорожденный малыш добывает молоко из материнской груди, хотя до этого, находясь в материнской утробе никогда такого не делал, ведь питательные вещества он получал совсем иным способом. Сосательный рефлекс у новорожденного проявляется при стимуляции неба малыша, затем включается глотательный рефлекс. После еды рефлексы ослабевают, но уже через час они вновь «включаются». Если сосательный рефлекс у новорожденного не проявляется – это повод бить тревогу, поскольку часто свидетельствует о поражении ЦНС.
  • Хватательный рефлекс у новорожденных наблюдал, наверное, каждый. Стоит протянуть малышу палец, как он крепко хватается за него, Удивительно, откуда в маленьком человечке столько силы, чтобы прочно держаться за протянутый ему предмет. Если малыш здоров, то хватательный рефлекс у новорожденного ярко проявляется уже в первые моменты жизни. Если же хватательный рефлекс у новорожденного слабый – нужно срочно обратиться к специалисту, одной из причин этого могут стать проблемы с шейным отделом позвоночника.
  • Защитный рефлекс проявляется тем, что лежащий на животике новорожденный пытается понять головку, чтобы не задохнуться, уткнувшись носом в поверхность на которой он лежит. Малыш также пытается повернуть голову на бок, чтобы получить возможность свободно дышать. Отсутствие данного рефлекса свидетельствует, например, о патологиях головного мозга.
  • Рефлекс ползания. Этот рефлекс новорожденных проявляется тогда, когда взрослый прикладывает ладонь к ступням лежащего на животике малыша. Ребенок стразу упирается в нее и пытается оттолкнуться. Отсутствие рефлекса может наблюдаться в случае, если малыш родился с асфиксией.
  • Рвотный рефлекс. Этот рефлекс очень важен для новорожденного малыша, поскольку во время еды дети часто заглатывают слишком большой объем молока и давятся им. В этот момент срабатывает рвотный рефлекс, а лишняя пища выходит назад.
  • Опорный рефлекс. Если новорожденного малыша взять под мышки, он сразу поджимает ножки, но стоит ему только почувствовать под ногами опору, он тут же выпрямляет их и упирается в нее. Это и есть проявление опорного рефлекса. Нужно обратить внимание, как именно малыш опирается ножками. Он должен делать это всей стопой, если же ребенок упирается носочками, или же скрещивает ножки, вполне вероятно, что у него есть проблемы с нервной системой или тонусом мышц. Ребенка обязательно нужно показать специалисту.

Важно знать, что не только отсутствие основных рефлексов новорожденных является тревожным сигналом, но и наличие их дольше указанного срока в 3-5 месяцев также должно насторожить. В этом случае можно предположить нарушения ЦНС, которые нужно лечить как можно раньше, чтобы не усугублять ситуацию.

Что такое условные рефлексы новорожденных?

Условные рефлексы новорожденных возникают под воздействием окружающей среды и продолжают формироваться у человека на протяжении всей жизни. Условные рефлексы новорожденных связаны, например, с условиями в которых растет и развивается ребенок.

Например, формирование режима питания является ничем иным как выработкой условного рефлекса. В течение первого месяца жизни, малыш «привыкает» питаться через определенные интервалы времени, что значительно облегчает жизнь матери. К условным рефлексам новорожденного можно также отнести и развитие вестибулярного аппарата, когда ребенок начинает определенным образом реагировать на положение мамы в пространстве, поворачивая к ней головку.

Любой условный рефлекс в процессе своего формирования проходит три стадии. На первой стадии он еще неустойчив и слабо выражен, в нем присутствует также вегетативный компонент, например, изменение сердцебиения и дыхания. На второй стадии вегетативные проявления еще сохраняются, но рефлекс становится более выраженным и устойчивым. В финале формирования условного рефлекса вегетативная составляющая исчезает, а условные реакции становятся прочными. Длительность каждой из указанных стадий напрямую зависит от возраста малыша. Интересно, что у здоровых недоношенных детей, согласно исследованиям, развитие условных рефлексов происходит раньше, чем у малышей, рожденных в срок.

Рефлексы у новорожденных: врожденные, условные, безусловные

Два типа рефлексов у новорожденных детей

Рефлексами называются неосознанные реакции организма на раздражающие факторы. Если у ребенка наблюдаются четкие и выраженные автоматические ответы на внешние воздействия, то его нервная система развивается правильно и полноценно. Поэтому педиатр в течение первых недель жизни младенца в обязательном порядке проверяет у него наличие всех естественных рефлексов. Обычно врач следит за реакциями новорожденного малыша во время гимнастических упражнений. Медицинские специалисты выделяют два типа младенческих рефлекторных действий:

  1. Безусловные рефлексы представляют собой врожденные ответы организма на внешние раздражители, на генетическом уровне передающиеся ребенку от родителей. Они являются относительно постоянными, регулируются всеми отделами центральной нервной системы.
  2. Условные рефлексы постепенно формируются в течение жизни. Они помогают младенцу адаптироваться к окружающей среде, возникают в процессе работы коры головного мозга.

Первые 28 суток малыш имеет только безусловные рефлексы. Они способствуют привыканию крохи к новым условиям существования. Некоторые реакции сохраняются на всю жизнь: глотательные, роговичные, сухожильные. Но большая часть врожденных рефлексов пропадает по мере развития организма. Исчезают они в разное время. Одни неосознанные ответы фиксируются у ребенка только в неонатальный период, другие – остаются вплоть до формирования сознательных действий.

Функции рефлексов новорожденных детей

Первый месяц жизни малыши совершенно беспомощны, из-за вынужденной адаптации к новой обстановке они пребывают в растерянном и взбудораженном состоянии. Безусловные рефлексы новорожденных детей являются, по сути, механизмом приспособления к существованию вне утробы матери. Если младенческий организм не может нормально выдавать неосознанные реакции, то его жизнедеятельность в окружающей среде осуществляется неправильно. Согласно мнению педиатров, безусловные рефлекторные действия у младенцев выполняют следующие функции:

  • обеспечивают здоровую и полноценную жизнь;
  • защищают развивающийся организм от неблагоприятных факторов среды;
  • заменяют в первый месяц после рождения условные реакции.

Как проверяются рефлексы у новорожденных?

Рефлексы новорожденных необходимо проверять в теплой комнате. Ребенок должен чувствовать себя спокойно. Для этого стоит измерить температуру в комнате, проверить сухой ли ребенок, голоден ли он. Малыш должен быть максимально доволен и расслаблен в момент проверки. Не во всех детских поликлиниках подходящие условия для проверки рефлексов у ребенка, поэтому хорошо, если мать ребенка умеет проверять рефлексы, тогда она бы увидела отклонения у своего малыша и сообщила о них педиатру.

Для того чтобы определить безусловные рефлексы, ребенка поднимают вертикально взяв за подмышки, кладут на животик, спину. Раздражители, которыми будет осуществляться воздействие на ребенка не должны причинять болевые ощущения. Если не следовать этим правилам в момент проверки рефлексов у ребенка может возникнуть дискомфорт.

Виды рефлексов у новорожденных детей

Медицинские специалисты насчитывают 16 основных безусловных рефлексов новорожденного ребенка. Выделяются оральные, то есть поддерживающие сосательную функцию, спинальные, представляющие собой непроизвольные движения туловища и конечностей, и позотонические, обеспечивающие правильное распределение нагрузки на мышцы, врожденные реакции.

Оральные рефлексы

  1. Сосательный рефлекс – способность младенца производить губами и ртом сосание. Причем реакция возникает, когда в детскую ротовую полость проникает не только мамина грудь, но и любой предмет. Если, например, всунуть малышу в ротик палец, то он крепко стиснет его язычком и губками, примется старательно сосать. Этот рефлекс исчезает довольно поздно, в отдельных случаях держится до пяти лет.
  2. Глотательный рефлекс – умение заглатывать пищу, попадающую в рот. Эта автоматическая реакция организма сохраняется на всю жизнь.
  3. Хоботковый рефлекс – вытягивание губ в виде трубочки при непроизвольном сокращении круглой ротовой мышцы. Такой неосознанный ответ появляется при легком прикосновении к верхней губе ребенка. Он важен для правильного совершения сосательных движений, пропадает примерно через три месяца после рождения.
  4. Искательный рефлекс – поиск малышом маминой груди. Если легонько дотронуться до края ротика, то кроха сразу повернет головку в сторону раздражителя, а его губки раскроются. Эта реакция исчезает в четыре месяца.
  5. Рефлекс Бабкина – поиск младенцем материнской груди при прикосновении к его ладоням. Если осторожно надавить на бугорки возле больших пальчиков, то ребенок автоматически откроет ротик и откинет головку, пытаясь найти источник пищи. Эта непроизвольная реакция обычно пропадает уже в два месяца.

Спинальные рефлексы

  • Хватательный рефлекс – сжатие в руках и крепкое удерживание какого-либо предмета. Если новорожденному ребенку в ладонь вложить, например, указательный палец, то он обхватит его и не отпустит. Исчезает эта неосознанная реакция в четыре месяца.
  • Подошвенный рефлекс – сгибание пальчиков ног. При легком надавливании на ступню над второй и третьей плюсной малыш автоматически поджимает все пальцы.
  • Защитный рефлекс – способность ребенка, уложенного на животик, поворачивать головку вбок. Так младенец получает возможность нормально дышать при любом положении тела. Реакция пропадает, когда кроха обучается самостоятельно держать голову.
  • Рефлекс опоры – умение упираться всей ступней в какую-либо поверхность. Когда ребенок находится на весу, например, на руках у мамы, то его ножки согнуты в коленках и поджаты к животу. Если же малыш прикасается стопами к поверхности, то сразу же выпрямляет ноги. Такой непроизвольный ответ организма сохраняется долго, почти до года.
  • Рефлекс ходьбы – имитация шагов. Если младенца, выпрямившегося и упершегося ступнями в горизонтальную поверхность, немного наклонить вперед, то он сделает два или три шага. Сначала кроха ходит неуверенно, путается, спотыкается, но через полтора месяца обычно уже умеет двигаться правильно.
  • Рефлекс ползанья (рефлекс Бауэра) – совершение хаотичных движений, лежа на животе. Новорожденный ребенок, перевернутый со спины на животик, выгибается в разные стороны, шевелит руками и ногами. Реакция исчезает в четыре месяца, когда малыш обучается продвигаться вперед, отталкиваясь задними конечностями от опоры.
  • Рефлекс Бабинского – распрямление и веерообразное разведение пальчиков ног при легком поглаживании ступней от пяток к носочкам.
  • Рефлекс Моро – реагирование на испуг. Если громко хлопнуть ладонями и вскрикнуть рядом с младенцем, то он автоматически выпрямит ножки, раскинет ручки, разожмет пальчики, но затем быстро успокоится и вернется в нормальное положение. Синдром Моро исчезает, как только малыш достигает пятимесячного возраста.
  • Рефлекс Галанта – выгибание спинки при поглаживании тела вдоль позвоночника.
  • Рефлекс Ландау ребенку необходимо придать положение пловца, для этого его следует поднять малыша, его лицо должно смотреть вниз. В этот момент ребенок поднимет голову, выпрямит спину (возможно даже немного выгнет), разведет и разогнет руки и ноги.

Позотонические рефлексы

  1. Ассиметричный шейный тонический автоматизм (рефлекс Магнуса-Клейна). Если новорожденному ребенку, лежащему на спине, повернуть вбок голову, то с этой же стороны ручка и ножка выпрямятся, а с другой стороны – согнутся. Эта непроизвольная реакция пропадает в два месяца.
  2. Симметричный шейный тонический автоматизм. Когда младенец запрокидывает головку, то его ручки и ножки выпрямляются, а когда наклоняет – то сгибаются.

Слабые рефлексы новорожденных детей

Случается, что проявляются определенные безусловные рефлексы у новорожденных слабо или с большим опозданием. В такой ситуации речь идет, скорее всего, о нарушении работы нервной системы. Патологию могут спровоцировать осложнения во время родов, некоторые заболевания и лекарства. Оральные и спинальные реакции нередко неразвиты у недоношенных детей, а также у перенесших внутриутробную асфиксию. Сосательные и глотательные рефлексы обычно отсутствуют, если нет чувства голода, но зато хорошо проявляются, когда наступает время кормления.

Требуется срочная госпитализация младенцам, у которых вообще не наблюдаются никакие реакции на внешние раздражители. У таких детей в большинстве случаев диагностируются тяжелые пороки развития.

РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННЫХ

Рефлексы новорожденных

Рефлекс – (от лат. reflexus — повёрнутый назад, отражённый), реакция организма, вызываемая центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды; проявляется в возникновении или изменении функциональной деятельности органов и организма в целом [«Большая советская энциклопедия»].

Какими же способностями обладает новорожденный?

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает.
При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга

На сегодняшний день известно более семнадцати врожденных рефлексов новорожденных. Зачем природа «придумала» такое количество врожденных рефлексов, сказать трудно, но некоторые из них молодые родители должны не только уметь определять у малыша, но и стимулировать их. Зачем? Стимуляция врожденных рефлексов, которая сопровождается активным контактом ребенка с родителями, расширяет не только двигательную инициативность, но и его возможность общения с окружающей средой, а это способствует развитию малыша.

Рассмотрим основные рефлексы новорожденных:

Сосательный рефлекс угасает к 12 месяцам, это одна из причин, по которой педиатры рекомендуют продолжать грудное вскармливание до 1 года.

Психологи отмечают, что нереализованный сосательный рефлекс у детей, находящихся на искусственном вскармливании, в последующем может приводить к неврозу навязчивых состояний: сосанию пальца, ручки, уголка подушки и т.д.

Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки. Наблюдая за кормлением ребенка, можно отметить, что он, прежде чем захватить сосок, совершает ряд качательных движений головой, пока крепко не захватит сосок.

Внимание! Пребывание ребенка под водой дольше указанного времени может привести к тяжелым и даже необратимым последствиям. Перед началом обучения малыша плаванию проконсультируйтесь со специалистом, который Вас научит это правильно делать.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

  • «Стоп»-рефлекс. Если младенца прижать вертикально к груди и слегка прихлопнуть ладонью по его подошвам, то возникает активная двигательная реакция разгибания и напряжения всей скелетной мускулатуры. Малыш словно вытягивается по стойке «смирно!».
    Стимуляция этого рефлекса хорошо развивает скелетную мускулатуру, что является профилактикой в последующем нарушения осанки. Это упражнение хорошо проводить после кормления (при условии, что малыш не спит) для освобождения от попавшего в желудок во время сосания воздуха.
  • Пяточный рефлекс (рефлекс Аршавского)
    Вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость, что приводит к обобщенной разгиба-тельной днигательной активности, с гримасой «плача» и криком. Рефлекс хорошо выражен только у физиологически зрелых новорожденных.
  • Шаговый рефлекс
    Подержите малыша над столом так, чтобы одной ногой он опирался на его поверхность. Эта ножка подожмется, а другая, наоборот, опустится на стол, как если бы ребенок собирался пойти. Если вы оторвете его носок от поверхности стола, он подожмет ножку, будто собирается затопать на столе. Стимулируя шаговый рефлекс, обязательно заканчивайте упражнения прикладыванием к груди. Если рефлекс не стимулировать, он исчезает к двум – трем месяцам.
    Специалисты заметили, что стимуляция шагового рефлекса ускоряет общее физическое и психическое развитие младенца. Такие дети начинают ходить в 8-9 месяцев, у них прекрасно разминается мелкая моторика, говорят они уже к году фразами из 3-4 слов, нередко обладают абсолютным слухом и способностью к языкам.

Внимание! Стимуляция шагового рефлекса, а также «стоп»-рефлекса возможна только у младенцев, не имеющих ортопедических отклонений: дисплазии тазобедренных суставов, вывихов и подвывихов тазобедренных суставов, врожденного косолапия.

Врожденные рефлексы новорожденных: перечень, возможные нарушения

Врожденные рефлексы представляют собой приспособительные двигательные реакции новорожденного ребенка, которые обеспечивают его жизнедеятельность вне матери в условиях окружающего мира. Их формирование заканчивается к моменту рождения плода, а наибольшей значимости они достигают в первые месяцы жизни. Постепенно, по мере роста и развития малыша, безусловные рефлексы исчезают, а на их место приходят условные рефлексы. Этому явлению способствуют несколько факторов: заканчивается покрытие нервов миелиновой оболочкой, развивается двигательная активность ребенка, созревают отделы головного мозга. Изучение рефлекторной деятельности новорожденного ребенка позволяет оценить состояние его нервной системы, выявить патологические изменения в первые дни жизни.

Перечень врожденных рефлексов и возможные нарушения

Неврологический осмотр новорожденных детей проводится в спокойной обстановке. Малыш во время осмотра должен бодрствовать и быть сытым.

Все врожденные рефлексы условно можно поделить на несколько групп:

  1. Рефлексы, которые обеспечивают работу органов и систем (дыхательный, кровообращения, акт дефекации и мочеиспускания и другие).

Например, благодаря дыхательному рефлексу ребенок делает первый вдох.

  1. Защитные рефлексы (кашель, мигание, чихание, зрачковый, защитный).
  • Зрачковый рефлекс проявляется суживанием зрачка на свету.
  • Защитный рефлекс – при болезненном пощипывании щеки ребенок отклоняет голову в противоположную сторону. Другой вариант – при легком уколе подошвы стопы происходит сгибание ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставе.

При поражении центральной нервной системы (ЦНС) защитный рефлекс может не определяться. У детей с ДЦП, при повышении тонуса мышц-разгибателей, голова запрокинута назад.

В этой группе встречается несколько врожденных рефлексов, основной задачей которых является обеспечение поступления пищи в организм ребенка.

  • Поисковый рефлекс – в ответ на поглаживание щечки ребенок поворачивает голову в сторону раздражения и открывает рот. К моменту достижения малышом возраста 3-4 месяца поисковый рефлекс исчезает.
  • Сосательный рефлекс – при вложении соски в рот ребенку он начинает ее активно сосать. Угасание рефлекса происходит к 12 месяцам.
  • Хоботковый рефлекс – при быстром легком ударе по губам новорожденного ребенка происходит сокращение круговой мышцы рта, и губы вытягиваются трубочкой. Рефлекс угасает к 2-3 месяцам жизни.

Поисковый, хоботковый и сосательный рефлексы в первую очередь необходимы ребенку для осуществления акта сосания. Их отсутствие является показателем общего тяжелого состояния ребенка, которое встречается при тяжелой степени асфиксии, гипоксически-травматической энцефалопатии, родовой травме.

  1. Атавистические рефлексы, т.е. рефлексы, полученные от предков и утратившие сейчас свое значение.
  • Рефлекс опоры – подвешенного ребенка за подмышки ставят на ровную твердую поверхность. Здоровый ребенок опирается полностью на обе стопы. Рефлекс угасает в возрасте малыша 1-1,5 месяца.
  • Рефлекс автоматической ходьбы – ребенка в вертикальном положении поставить на твердую поверхность и слегка наклонить вперед. В ответ на это действие он начинает шагать. Рефлекс так же, как и рефлекс опоры, угасает к 1,5 месяцам.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы могут быть угнетены или вовсе не вызываться, если у новорожденного ребенка была родовая травма, асфиксия, длительная внутриутробная гипоксия (нехватка кислорода) или если он родился недоношенным. При осмотре часть детей скрещивают ноги в голенях, что на первых месяцах жизни может быть вариантом нормы, но вот скрещивание ног у детей в возрасте 4-6 месяцев при исследовании этих рефлексов чаще является признаком спастической диплегии.

  • Рефлекс ползания Бауэра – подталкивание ребенка рукой за стопы вперед вызывает у ребенка попытки отталкивания руками и ногами, что напоминает ползание. Рефлекс в норме отсутствует после 4 месяцев. Рефлекс Бауэра не вызывается или угнетен при рождении детей в асфиксии, у недоношенных детей, при наличии кровоизлияний в головном мозге. Сохранение рефлекса после 5-6 месяцев указывает на церебральную патологию у ребенка.
  • Защитный рефлекс – лежа на животе, ребенок поворачивает голову в сторону. В возрасте 1,5 месяца рефлекс у здоровых детей исчезает.
  1. Остальные рефлексы.
  • Хватательный рефлекс – ребенок сжимает рефлекторно ладонь, если в нее вложить палец. Рефлекс должен исчезнуть в возрасте детей 3-4 месяца. Стойкое сохранение рефлекса после 6 месяцев указывает на повышение мышечного тонуса, который вызван патологией со стороны ЦНС. Хватательный рефлекс на первых порах жизни не вызывается у недоношенных детей, так же он может отсутствовать при повреждении периферических нервов, шейного отдела позвоночника или при повреждении головного мозга.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) – при надавливании большими пальцами врача на область тенора в кистях ребенок открывает рот и пытается наклонить голову вперед. Рефлекс угасает к 3-4 месяцам жизни.
  • Рефлекс Бабинского – при штриховом раздражении стопы ребенка происходит веерообразное расхождение пальцев на этой стопе. Рефлекс не должен вызываться после 12 месяцев. Степень проявления данного рефлекса чаще всего оценивается совместно с другими симптомами со стороны нервной системы. Рефлекс Бабинского отсутствует при периферическом парезе ноги или при глубоком угнетении ЦНС у ребенка.

Как правило, на патологию со стороны ЦНС указывает отсутствие не одного, а нескольких врожденных рефлексов новорожденных, поэтому выводы о наличии повреждений ЦНС должны быть сделаны врачом при оценке всех имеющихся симптомов.

Автор видеоканала «Умный медик» рассказывает о физиологических рефлексах новорожденных:

Врач-педиатр Е. О. Комаровский рассказывает о физиологических рефлексах новорожденных:

Рефлексы новорожденного

Новорожденные и взрослые демонстрируют два типа движений: условнорефлекторные (осмысленные), то есть вы думаете, прежде чем сделать что-то, и безусловно-рефлекторные (врожденные), то есть ваша реакция автоматическая. Когда вы показываете своему новорожденному ребенку погремушку, он думает: «Я воспользуюсь своей рукой, чтобы схватить погремушку». И мозг посылает сигналы к мышцам, давая им указание взять погремушку. Если вы погремушкой постучите по колену ребенка, правильно выбрав место, колено резко разогнется автоматически, то есть это будет рефлекс. Сначала поведение новорожденного по большей части рефлективно, но по мере развития его нервной системы он начинает больше обдумывать свои действия. В период новорожденности насчитывается около семидесяти пяти врожденных, или безусловных, рефлексов. Большая их часть представляет собой забавные особенности, другая часть имеет защитную функцию, а некоторые служат определенным дополнительным целям. Вот несколько интересных и полезных рефлексов.

Сосательный и глотательный рефлексы. Это так называемые рефлексы захвата пищи, помогающие ребенку найти источник пищи и втянуть ее внутрь. Из этой группы рефлексов сосательный и глотательный являются наиболее важными для выживания. Обратите внимание на то, что ваш ребенок автоматически принимается сосать, когда вы стимулируете (в порядке снижения чувствительности) мягкое небо, внутреннюю сторону щек и губ, а также щеку и подбородок. Близким родственником сосательного рефлекса является корешковый (или поисковый) рефлекс. Соском своей груди пощекочите личико своего ребенка и смотрите, как он повернет голову к вашему соску, словно в поисках пищи. Корешковый рефлекс исчезает примерно к четырем месяцам, когда ребенок начинает овладевать умением брать предметы руками и поиск пищи ребенком становится более произвольным.

Рефлекс испуга (рефлекс Моро). Если ребенка подвергнуть внезапному громкому шуму или если, держа ребенка на руках, убрать поддержку от его головы и спины, он реагирует на ощущение падения, быстро расставляя по сторонам руки и сгибая кисти рук так, словно пытается уцепиться за кого-то или обхватить кого-то. Особенно если ухватиться не за кого, этот рефлекс может сопровождаться испуганной гримасой и плачем. Этот защитный рефлекс – цепляющаяся реакция ребенка, которой он дает понять: «Мне нужно, чтобы кто-то был между этими маленькими обнимающими ручками». Рефлекс испуга наиболее отчетлив в первый месяц и постепенно исчезает к трем-четырем месяцам. Антропологи считают, что рефлекс испуга и хватательный рефлекс являются примитивным поведением, направленным на обеспечение привязанности, которое младенцы используют, чтобы держаться за своих матерей.

Рефлекс испуга (рефлекс Моро)

Хватательный рефлекс. Погладьте ладошку своего ребенка кончиком пальца или вложите в нее свой палец со стороны мизинца и смотрите, как пальчики вашего малыша цепко ухватятся за ваш палец. Иногда младенцы цепляются так крепко, что вы можете частично поднять их с поверхности, на которой они лежат, прежде чем они отпустят вас. (Проводите этот эксперимент только на мягкой поверхности, например на кровати, поскольку ребенок может отпустить ваш палец в любой момент.) Еще одна демонстрация хватательного рефлекса: вложите в ручки ребенка погремушку; обратите внимание, как сложно отнять погремушку у маленького Геркулеса. Хватательный рефлекс наиболее выражен в первые два месяца; к третьему месяцу он начинает ослабевать и к шести обычно исчезает.

Выпрямительные (статические, установочные) рефлексы. Направленное на выживание поведение, известное как выпрямительные рефлексы, помогает ребенку научиться держать туловище, голову, руки и ноги в правильном положении, необходимом для дыхания и развития. Положите ребенка лицом вниз и смотрите, как он поднимет головку ровно настолько, чтобы оторваться от поверхности, и повернет головку в сторону. Если на голову ребенку упадет пеленка или подушка, он может поначалу попытаться втянуть ее в рот, а затем будет энергично вертеть головой из стороны в сторону и махать руками, чтобы стряхнуть пеленку и получить возможность дышать и смотреть.

Рвотный рефлекс. Чтобы ребенок не подавился, пока учится есть и глотать, на его защиту призван рвотный рефлекс, автоматически выталкивающий предмет из глотки ребенка. Если стимулировать заднюю стенку глотки пальцем или каким-либо предметом, нижняя челюсть опускается и язык высовывается вперед и вниз, чтобы вытолкнуть предмет наружу. Рвотный рефлекс остается с человеком всю жизнь, однако выталкивающая язык часть этого рефлекса исчезает примерно к шестимесячному возрасту. Именно из-за этого рефлекса ребенку так трудно проглотить слишком рано вводимую твердую пищу.

Рефлекс фехтовальщика. Когда ваш ребенок лежит на спине, поверните его голову в сторону и смотрите, как он выбросит в ту же сторону ручку и ножку, тогда как с противоположной стороны ручка и ножка согнутся, словно в стойке «к бою» у фехтовальщиков. Этот рефлекс и способствует мышечному развитию младенца, и тормозит его. Он помогает ребенку смотреть на выпрямленную руку перед его лицом и удерживать внимание на игрушке в этой руке. Но он мешает ребенку использовать свои руки, кисти рук и голову для игры посередине, спереди от туловища.

Примерно к трем-четырем месяцам этот рефлекс начинает ослабевать, позволяя вашему ребенку держать игрушки перед собой, а также подносить кисть руки к глазам и ко рту.

Шаговый рефлекс. Держите своего ребенка над столом или полом, так чтобы подошва одной его ступни опиралась на поверхность. Несущая вес ступня поднимется, а вторая опустится, словно ребенок делает шаг. Если вы сделаете так, чтобы пальцы ноги ребенка наткнулись на край стола, ребенок поднимет ступню, словно забирается на стол. Этот рефлекс, исчезающий примерно к двухмесячному возрасту, представляет собой любопытную особенность с неясным предназначением.

Рефлекс отдергивания. От боли ребенок защищен рефлексом отдергивания. Если уколоть пятку ребенка для забора на анализ крови, что в обязательном порядке проводится в роддомах, нога и ступня согнутся и отдернутся, чтобы избежать боли. Одновременно вторая нога выбрасывается наружу, словно отталкивает причинивший боль предмет.

Рефлексы новорожденного

Младенец появляется на свет с определенным багажом врожденных рефлексов. Условно их подразделяют на три группы: 1) функциональные; 2) специфические рефлексы новорожденного; 3) развивающиеся.

Сразу после рождения включаются функциональные (витальные) рефлексы, обеспечивающие дыхание и кровообращение, и защитные рефлексы. К защитным рефлексам относятся зрачковый и мигательный, предохраняющие глаза от неблагоприятных воздействий; коленный, с ахиллова сухожилия, роговичный рефлекс и др. Эти рефлексы сохраняются на протяжении всей жизни человека.

Важнейшим для новорожденного является сосательный рефлекс. Рефлексогенная зона, вызывающая сосательные движения, охватывает слизистую языка, губ, кожи, околоротовой области и щек. Сосание — это сложно интегрированный акт, в котором сосательные движения тесно координированы с поисковыми движениями, глотанием и дыханием. При прикосновении ко рту младенца у него появляются спонтанные сосательные движения, не связанные с кормлением, при прикосновении к щеке он поворачивает голову в сторону раздражителя, запуская поисковый рефлекс.

К группе специфических рефлексов новорожденных относят:

  • хоботковый трубкообразное выпячивание губ при легком покачивании кожи вокруг рта на уровне десен;
  • хватательный (рефлекс Робинзона), возникающий на прикосновение к ладони, и ножной хватательный рефлекс на раздражение подошвы;
  • шагательный — поддерживаемый за подмышки младенец совершает движения, напоминающие шагание;
  • симптом Керинга — невозможность полного разгибания ноги в коленном суставе, когда она согнута в тазобедренном;
  • рефлекс Моро, или «стартовый рефлекс», — резкое поднятие рук ладошками вверх при действии сильного звука или возможном падении;
  • плавательный погруженный в воду ребенок активно двигает руками и ногами и непроизвольно задерживает дыхание, что не позволяет ему утонуть;
  • положительный феномен ползания при положении на животе ребенок рефлекторно отталкивается ножками от приставленной ладони.

Эти рефлексы присущи только новорожденным, многие из них носят атавистический характер, в течение первого полугодия большинство из них исчезает. Так, рефлекс Робинзона исчезает к 5-му месяцу жизни до возникновения целенаправленного акта хватания; шагательный — в 3—4 месяца, т.е. задолго до того, как ребенок начинает ходить.

Характерен для новорожденного рефлекс Бабинского: тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание остальных пальцев при раздражении подошвенной поверхности стопы. Формирование этого рефлекса происходит еще в пренатальном периоде. Рефлекс отчетливо выражен в течение первого полугодия, а затем исчезает. После 9—10 месяцев преобладающей формой рефлекса становится подошвенное сгибание, которое к трем годам переходит в основную форму проявления подошвенного рефлекса.

Не все безусловные рефлексы новорожденного исчезают, некоторые могут быть включены в более сложные и целенаправленные формы поведения ребенка. Сосательный рефлекс превращается в целенаправленное и регулируемое поведение. Хватательный, шагательный и плавательный рефлексы в качестве элементов могут быть включены в сложные действия ходьбы, удержания предмета и т.д., но они никогда не перерастают в сложные формы человеческой деятельности.

К развивающимся относят ориентировочные рефлексы, направленные на контакт с внешним миром. У доношенных новорожденных детей в развитии ориентировочного рефлекса (ОР) выделяют три стадии: примитивную диффузную двигательную реакцию с задержкой дыхания; смешанную реакцию с торможением общей двигательной активности; типичную ориентировочную реакцию с наличием исследовательского компонента и вегетативными проявлениями. По наблюдениям ряда исследователей, примерно в конце первой — начале второй недели после рождения у здоровых новорожденных реакции на свет и звук носят отчетливый ориентировочно-исследовательский характер. В более поздние сроки (в течение первого года) ОР достигает наибольшей выраженности, проявляясь в различных формах исследовательской деятельности. Формирование ОР с различных сенсорных систем происходит в разные возрастные периоды, которые соответствуют последовательности созревания этих систем.

При изучении развития ориентировочной реакции у глубоко недоношенных детей (на 2,5—3 месяца) при действии кожных, обонятельных и звуковых раздражителей выявлены генерализованные реакции в виде общего вздрагивания, нистагмационных движений глаз, движения рук и ног. Реакции протекают медленно, сопровождаются урежением и задержкой дыхания, не подвержены угашению в течение первых двух месяцев жизни ребенка. Только к середине 3-го месяца у младенцев возникают поисковые движения глаз и головы на звук и поворот их по направлению к источнику звука. У детей, не доношенных на 1,5—2 недели, типичный ориентировочноисследовательский рефлекс формируется к концу третьей недели жизни. Скорость протекания и характер ОР находятся в прямой зависимости от степени зрелости мозговых структур и формирования связей между ними.

Суточная активность ребенка — цикл «сои — бодрствование» является важным диагностическим показателем степени его здоровья. Выделяют шесть уровней активности: 1) медленный сои; 2) быстрый сон; 3) сонливость; 4) бдительное бездействие; 5) бдительная активность; 6) плач. Если в суточном поведении новорожденного можно выделить весь этот набор состояний, то его внутренние регуляторные механизмы организованы достаточно хорошо. В 1-й месяц жизни ребенок может легко переходить от одного состояния к другому (внезапно заснуть во время кормления). Примерно 70% времени (16—18 ч в сутки) новорожденные проводят в состоянии сна, 2—3 ч в состоянии бодрствования. Между 2-й и 6-й неделями жизни дети спят 14—16 ч в сутки. Между 3-м и 7-м месяцами большинство детей начинают спать всю ночь, в течение дня 2—3 раза дремлют относительно короткое время. Но меньшей мере, за 2 недели до рождения и на протяжении двух первых месяцев жизни примерно половину всего времени сна ребенка занимает быстрый сон. После рождения время быстрого сна сокращается, и у шестимесячного ребенка он занимает 25—30% всего времени сна. Показано, что дети, которые во время бодрствования получали большое количество зрительных стимулов, проводят меньше времени в состоянии быстрого сна.

Безусловные рефлексы новорожденного

Интересное наблюдение я сделала, когда сынишке было дней 8 от роду. Стоило взять его на ручки в горизонтальном положении, как он тут же начинал открывать ротик, делая сосательные движения. Ничего подобного не происходило, если я брала его вертикально. Удивительно: такой кроха понимает, что мама собирается покормить его и сам раскрывает ротик. Интеллект? Пока нет. Просто – условный рефлекс, который малыш приобрел вместе со своим небольшим жизненным опытом.

Что такое рефлексы у новорожденных, какие они бывают и что по ним можно понять о здоровье ребеночка?

Какие бывают рефлексы?

Вспоминаем школьные уроки биологии, тему про условные и безусловные рефлексы.

  • Безусловные даются человеку природой. Например, малыш, лежа на животике, инстинктивно отворачивает голову, если упирается носиком в подушку. Эта мера предосторожности предусмотрена природой, чтобы кроха не задохнулся.
  • Условные рефлексы приобретаются со временем путем наблюдения за разными жизненными ситуациями. Приведенный чуть выше мой пример про позу для кормления как раз относится к этому типу рефлексов.

Зачем нужны врожденные рефлексы?

Кроха еще слишком мал, чтобы понимать, что с ним происходит и осмысленно реагировать на внешние раздражители. Чтобы у него был минимальный набор функций для выживания и самозащиты в некоторых ситуациях, природы наделила его врожденными рефлексами.

Еще в роддоме неонатолог осматривает младенца, выявляя, хорошо ли работают безусловные рефлексы. Если все в норме, значит, малыш здоров и быстро сможет освоиться вне материнской утробы.

Часть рефлексов сохраняется достаточно долго, часть угасает к 3-4-м месяцам.

Какие безусловные рефлексы есть у новорожденного?

Основные рефлексы, с которыми малыш приходит в мир:

  1. Дыхательный. Сразу после появления на свет, кроха самостоятельно делает первый вдох.
  2. Сосательный. Когда малыш голоден или нуждается в успокоении, он начинает инстинктивно причмокивать губами, ища материнскую грудь. Рефлекс работает на протяжении всего первого года жизни ребенка. Если данная потребность малыша не удовлетворена, в более старшем возрасте он может начать грызть ноги или сосать угол подушки.
  3. Глотательный. Если в ротик крохи попадает что-то, он делает непроизвольное глотательное движение.
  4. Рефлекс кляпа дает эффект, противоположный предыдущему пункту. Если в ротике малыша окажется твердый предмет, он будет инстинктивно выталкивать его язычком. Это нужно, чтобы младенец не подавился.
  5. Поисковые рефлекс Куссмауля помогает крохе ориентироваться в пространстве, чтобы найти материнскую грудь. Проявляется при касании верхней и нижней губ, уголка рта ребенка. У здоровых деток он держится до 3-х месяцев, затем сходит на нет.
  6. Хоботковый рефлекс тоже выражен до 3-х месяцев. Если провести по верхней губе малютки пальцем или соской, ребенок вытянет губки вперед «трубочкой».
  7. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина: если слегка надавить на ладошку новорожденного, он приоткроет рот и повернет голову. К 3-м месяцам рефлекс должен пропасть.
  8. Рефлекс охватывания Моро. Вызывается резким (но не слишком сильным) хлопком двумя руками по поверхности, на которой лежит малыш, на расстоянии 15 см от его головы. Новорожденный раскидывает ручки, разжимает кулачки. Это – 1-я стадия. Через несколько секунд наступает 2-я фаза: малыш обратно сворачивает ручки, прижимает их к тельцу. Держится с самого рождения и месяцев до пяти. Правильность реакции ребенка может оценить только врач: важно смотреть, насколько четко она выражена. Также учитывается, симметрично ли раскинуты ручки.
  9. Верхний хватательный рефлекс. Попробуйте коротким движением провести пальцем по ладошке крохи. Он крепко ухватит вас. Этот рефлекс тоже должен угаснуть в 3, максимум – в 4 месяца. Если он сохраняется, возможно, речь идет о патологии центральной нервной системы.
  10. Рефлекс подвешивания Робинсона. Еще одно интересное наблюдение врачей: когда кроха ухватился ручонками за мамины пальцы (предыдущий пункт), он настолько цепко держится, что его можно даже приподнять. Малыш способен удерживать вес своего тельца. Получается, что новорожденные детки не такие уж и слабенькие.
  11. Нижний хватательный рефлекс. Если провести пальцем по подушечке стопы ребенка, он подожмет пальчики. Сохраняется до года или чуть дольше.
  12. Рефлекс Бабинского. Снова касаемся стопы новорожденного, на этот раз проводим от пяточки к пальчикам. Пальчики должны распрямиться.
  13. Пяточный рефлекс Аршавского: если надавить на пяточную кость ребенка, он закричит или скорчит личико, будто собираясь заплакать.
  14. Ползание. Малыш кладется на животик. Если к его ножкам приставить руку, он оттолкнется.
  15. Автоматическая ходьба. Исходная позиция: ребенок, которого держат в вертикальном положении, упирается ножками о твердую ровную поверхность. Взрослый слегка наклоняет тельце малыша вперед. Младенец делает шажок вперед. Важно, чтобы стопа полностью вставала на поверхность. Если идет опора на носочки – это тревожный признак. Также важно, чтобы малыш ступал прямо, не перекрещивая ноги.

Конечно, маме здорового ребеночка не нужно зацикливаться на проверке всего приведенного выше списка (есть и другие рефлексы, здесь перечислены далеко не все). Максимум – поглаживание ручек, ножек. Это прекрасно можно совместить с домашним массажем или гимнастикой для новорожденного. Если мамочка заметила, что тот или иной рефлекс отсутствует или держится дольше положенного срока, есть повод обратиться к врачу для проведения более детального осмотра малыша.

Рефлексы новорожденных детей: как проявляются, сроки угасания

Ребенок рождается с определенным набором врожденных рефлексов. В прошлом, они позволяли малышу выжить, а сейчас, служат показателем нормального развития.

Неонатальные рефлексы новорожденных детей формируются во время внутриутробного развития, благодаря им новорожденный неосознанно выполняет необходимые для выживания действия, которые функционируют и постепенно угасают до шестого месяца жизни. Если они сохраняются дольше, это может указывать в лучшем случае на незрелую нервную систему, а в худшем — аномалии развития. Сохранение примитивных реакций дольше года приводит к нарушению модели поведения, доминирующей над сознанием.

Сосание и глотание

Новорожденный тренирует эти действия, еще находясь в уютном животике мамы, позже они помогают ему питаться и способствуют снятию стресса. Рефлекс сосания ослабевает ближе к трем годам, как правило, это совпадает с прекращением грудного вскармливания. В этом же возрасте, кроха самостоятельно отказывается от пустышки, возвращение к ней возможно при стрессовых ситуациях.

Рефлекс поиска

Если прикоснуться к щечке или уголку рта новорожденный повернет головку в сторону раздражителя и откроет ротик в поисках материнской груди. Реакция ослабевает после кормления, полностью исчезает после третьего месяца жизни. Сохранение поиска на более продолжительное время связано с осязательной гиперчувствительностью в области рта и незрелой нервной системой, что затрудняет развитие правильных движений для принятия твердой пищи.

Рефлекс Моро

Иногда еще называют рефлексом испуга или объятий, который развивается в третьем триместре беременности и может отсутствовать у детей рожденных раньше срока. Вероятно, это остаток первоначального побуждения схватить мать в момент опасности — активируется ответ борьбы и бега, высвобождая гормоны стресса. Другими словами, это автоматическое действие на громкий звук или внезапное движение рядом. Во время испуга малыш резко вскидывает ручки вверх, а на лице появляется выражение удивления или страха.

В норме он угасает после четвертого месяца жизни, более продолжительное функционирование говорит о повышенной чувствительности нервной системы. Сохраненная реакция препятствует контакту с окружающим миром или напротив, приобретаются черты излишней активности и склонности к доминированию.

Хватательная реакция

Если прикоснуться к ладони новорожденного, он сожмет пальчики в кулачки стараясь ухватиться за раздражитель, новорожденного можно поднять над поверхностью стола, когда он захватывает пальцы взрослого (рефлекс Робинсона). Неугасший после первого полугодия, он приводит к нарушению речи и несформированной мелкой моторике, причиной задержки врожденного действия может быть гиперчувствительность ладоней.

Асимметричный шейный тонический

Действует с 18 недели жизни плода и сохраняется до шестого месяца жизни. Когда новорожденный поворачивает голову, его ручки и ножки со стороны лица остаются прямыми, а со стороны затылка сгибаются. Это очень важный рефлекс, поскольку он тренирует мышцы плода и облегчает процесс прохождения по родовому каналу. Также он способствует гибкости тазобедренных суставов и плечевого пояса.

Новорожденный, у которого данный рефлекс не угасает, будет иметь проблемы с навыком ползания и ходьбы — малыш может использовать правую ногу и левую руку как доминирующие из-за чего во время ходьбы или прыжка он будет выполнять односторонние движения вместо чередующихся. Ярко выраженный асимметричный шейный тонический рефлекс может быть признаком ДЦП.

Рефлекс Галанта

Рефлексы новорожденных детей включают реакцию на прикосновение. Формируется она после 20-й недели беременности жизни, а исчезает между 3 и 9 месяцем. Когда кто-то прикасается к спинке малыша лежащего на животике, он выгибает спинку в сторону раздражителя. Рефлекс должен быть одинаковым с обеих сторон спины. Сохранение, отрицательно сказывается на походке, а также способствует развитию сколиоза.

Рефлекс походки

Новорожденный показывает первые шаги в вертикальном положении с поддержкой под ручки, однако этот навык не имеет ничего общего с настоящей ходьбой. Такая походка исчезает в течение нескольких месяцев после рождения. Если она остается после первого полугодия, это может быть следствием гипертонуса. Некоторые родители специально не дают рефлексу угаснуть, полагая, что это ускорит приближение первых самостоятельных шагов. Однако, эти действия приводят к проблемам с формированием естественных изгибов стопы и позвоночника.

Рефлекс Бабинского

Раздражение кожи на наружном крае подошвы вызывает автоматическое выпрямление и сгибание пальцев ног, у взрослых и детей старшего возраста рефлекс демонстрирует серьезные нарушения, но у детей раннего возраста он является естественным явлением. В норме он проявляется в 2-3 — недельном возрасте или позже и исчезает около года.

Рефлекс кляпа

Новорожденный выталкивает языком твердые предметы, защищая свои дыхательные пути. Рефлекс кляпа угасает к 5-6 месяцу. Более раннее угасание обусловлено прорезыванием зубов и активной познавательной функцией. Если он сохраняется дольше шести месяцев, ребенку будет сложно перейти на новый вид питания.

Защитные реакции

Некоторые рефлексы у новорожденных автоматические, они призваны защищать от угроз здоровью. Так, новорожденный повернет головку набок, когда его положат на животик, задержит дыхание, если направить струю воды на лицо и зажмурится, если на него подуть. Перечисленные реакции у детей с повреждением нервной системы могут отсутствовать.

Проверка рефлексов осуществляется еще в роддоме, если некоторые из них отсутствуют, выражены слабо или чрезмерно врач предполагает нарушение развития, у недоношенных детей выраженность врожденных реакций слабее, поэтому здесь диагноз ставит только специалист. Когда невролог после профилактического осмотра говорит, что новорожденный здоров, родители должны доверять ему или при возникших сомнениях проконсультироваться у другого специалиста.

Ссылка на основную публикацию