Ребенок в 10 месяцев (календарь развития)

Развитие ребенка в 10 месяцев

Самое главное для 10 месячного ребенка – делать все, «как большой». Ребенок уже достаточно овладел и движениями рук, кистей и пальцев, и мимикой, чтобы повторять все за взрослыми. Будьте внимательны – ваш случайный жест может настолько понравиться вашему чаду, что потом вы будите отучать его месяцами. Подражая маме, папе или старшему братику, малыш будет бить по барабану, нажимать на кнопочки, качать мишку, совать ложку кукле, тереть ручки под водой…

Однако, хоть это может показаться вам странным, кроха еще не способен к переносу этих действий на другие предметы. Т.е. качая мишку, он не будет качать собачку до тех пор, пока вы не покажите, что это можно делать. Следовательно, «репертуар» малышовых игр напрямую зависит от вашего воображения, желания научить и показать. Нагружайте кубики в самосвал и коробку на веревочке, кормите зверят, имеющихся в вашем доме, укладывайте их спать, водите на прогулку…

Малыша начинают занимать связи между предметами. Если вы дадите ему поговорить по телефону с бабушкой, он потом будет внимательно рассматривать трубку, словно пытаясь заглянуть внутрь и обнаружить, где же там бабушка спряталась.

Аналогичный интерес провоцирует ребенка «ломать» игрушки. На самом деле малыш не ломает их специально, ему интересно узнать, как они действуют и из чего состоят. К тому же частенько он просто не может рассчитать силу, прикладываемую к хрупкой вещице.

Появляется новое умение – с помощью одного предмета ребенок может достать другой: лопаткой подвинуть к себе кубик, ложкой приблизить сухарик. Конечно, с такой возможностью карапуза сначала надо познакомить, хотя некоторые дети «доходят» до этого сами, путем неожиданного и удачного эксперимента.

Малыш с восторгом хватает мельчайшие крошки, найденные на полу или где-нибудь еще. На самом деле будет гораздо лучше, если свой интерес к мелочам кроха удовлетворит, играя с безобидной крупой под вашим надзором.

Если вы занимаетесь с ребенком лепкой и рисованием, он уже уверенно водит по бумаге мелками, фломастерами или красками, а при работе с тестом учится отрывать от большого куска маленькие и может прилеплять их на дощечку, придавливая пальчиком.

Спуски и подъемы

Из двигательных навыков малыш продолжает тренировать свое умение ползать. Теперь он передвигается по квартире как маленький метеор. Многие дети отрывают коленки от пола и бегают на четырех лапках, как обезьянки. Ребенок 10 месяцев уже может подолгу сидеть прямо, не наклоняясь в стороны, уверенно стоит, переступает вдоль опоры.

Пришло время осваивать подъем и спуск. Очень удобно делать это на не высоком диване или, если у вас свой дом, небольшой лесенке с двумя-тремя ступеньками – больше ребенку пока не под силу. Научите кроху залезать на диван, подтягиваясь на ручках и отталкиваясь ножками от пола. А спускаться надо попкой вперед – так малыш никогда не разобьет носик!

К 10 месяцам у малышей обычно формируется и выделяется «любимы» вид деятельности. Одни с наслаждением рисуют, другие переступают и ритмично приседают под музыку, третьи могут целый час ставить кубик на кубик, четвертых не оторвешь от наблюдения в окно за машинами, пятые замирают с книжкой в руках, шестым не надо ничего, кроме пары стаканчиков и тазика с водой, седьмым требуется постоянное общество других детей… Обратите пристальное внимание на постоянные интересы вашего ребенка и постарайтесь удовлетворять их ежедневно.

На 10 месяце жизни, после постоянного цепляния за маму, наконец, наступает время, когда малыш обращает свое внимание на других людей. Именно поэтому данный возраст хорош как для отлучения от груди ( если вы не намерены кормить до двух лет ), так и для начала посещения развивающих групп или клубов «мама+малыш».

С того момента, как ребенок встал, ходите гулять – хотя бы минут на 15-20 в день на детскую площадку, где ваше чадо сможет бродить вокруг песочницы, качаться на качелях, а главное, видеть, как играют другие дети и принимать в этом посильное участие.

Играют маленькие ручки

Игры на мелкую моторику, которые может освоить малыш в 10-12 месяцев:

  • перебирание, пересыпание из одной емкости в другую бусин, пуговиц, крупы, орехов;
  • выкладывание спичек, зубочисток, фасоли, орехов, ватных палочек, фигурных макаронных изделий, камешков;
  • откручивание крышек – больших ( от пластиковых бутылок ) и маленьких ( от тюбиков из-под крема );
  • рисование пальцами по муке, песку, мелкой крупе;
  • пальчиковые игры со стишками ( типа «Сороки-воровки» );
  • игры со шнурками, узелками, ленточками;
  • использование ложек разного размера для еды;
  • копание или пересыпание песка или снега совком, грабельками, лопаткой, палочкой. формочками.

Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими руками. а не только правой. Ведь в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга, за которое «отвечает» левая рука. А действие двумя руками одновременно ( особенно, когда они выполняют разные движения ) ведет к развитию межполушарных связей.

Играем с друзьями!

Играть в хоровод очень просто. Сначала мама поет песенку и исполняет танец сама или вместе с куклой, а малыш сидит и смотрит. Если крохе понравилось, предложите ему поменяться с куклой местами: «Давай мы потанцуем, а Ляля посмотрит». Возьмите малыша за руку или на руки и медленно начинайте танец, выполняя все движения его ручками, ножками, головкой.

Хорошо, если все это будет происходить перед большим зеркалом, в котором ребенок сможет видеть ваше и свое отражение – так он быстрее поймет, что от него требуется. Разумеется, на первых порах малыш сможет выполнять лишь самые простые движения: похлопать в ладоши, быть может, топнуть ножкой. Освоив движения вместе с мамой, ваш ребенок будет прекрасно танцевать и с другими детьми.

Пошел король

  • Пошел король по лесу,
  • По лесу, по лесу
  • Искать себе принцессу,
  • Принцессу, принцессу ( ходим мо кругу друг за другом ).
  • Давай с тобой попрыгаем,
  • И ножками подрыгаем,
  • И ручками похлопаем,
  • И ножками потопаем,
  • Головкой покиваем —
  • И снова начинаем ( И больше не играем – для окончания игры ).

Хоровод-зарядка поможет малышу научиться выполнять простейшие движения, разовьет координацию всего тела и крохотных пальчиков. Для совершенствования моторики рук не нужно большого количества народа – достаточно вас и крохи.

Мельница

  • Мельница, мельница мелет муку ( выполняем круговые движения руками ).
  • Ветер, ветер дует сильней – у-у-у-у ( дуем, как ветер ).
  • Еще быстрее мельница мелет муку ( ускоряем движения ).
  • Намололи мы муки
  • Вот таку-у-ущие мешки – ( показываем объем, подняв руки над головой ).
  • Будем делать пироги.
  • Из муки, из муки напечем мы пироги, ( ладошками делаем пирожки ).
  • Тушки-тушки, сделаем ватрушки, ( пальчиком рисуем круг по другой ладошке ).
  • Ладушки, ладушки, испечем оладушки ( производим хлопки ).

Развитие ребенка в 10 месяцев

Малыш продолжает активно познавать мир, ни минуты не сидит без дела! И откуда у него столько энергии? Ему всё интересно и так много хочется узнать! Десять месяцев время новых открытий и достижений.

Физическое развитие на 10 месяце жизни

За десятый месяц жизни Ваш малыш должен набрать 450 — 500 грамм.

Подрастает малыш за этот месяц 1-1,5 на см. Окружность груди и головы увеличиваются за девятый месяц на 0,5 см.

Продолжают прорезываться зубы. К десятому месяцу их может быть уже шесть. Как правило это — 2 нижних средних резца (в 6-7 месяцев); 2 верхних средних резца (в 8-9 месяцев) и 2 верхних боковых резца (в 9-10 месяцев).

Нервно-психическое развитие ребенка на 10 месяце

Малыши в этом возрасте неутомимые исследователи, не успеет мама отвернуться, а её карапуз уже куда-то уполз, залез или что-то достал, высыпал и так целый день.

Двигательные навыки ребенка в 10 месяцев

В десять месяцев малыш может самостоятельно стоять и делать первые шаги без поддержки. Умеет вставать у опоры и ходить держась обеими руками.

Может самостоятельно сесть и подняться. Хорошо и быстро ползает.

В десять месяцев малыши очень любят танцевать под музыку, а некоторые даже подпевают.

В этом возрасте можно заметить, что малыш начинает отдавать предпочтение одной руке.

Познавательная деятельность

Десятимесячный малыш может выражать свои желания жестами. Знает для чего нужны те или иные предметы (например, назначение салфетки, расчески, ложки, чашки, горшка).

Умеет набрасывать одни предмет на другой.

В десять месяцев малышу очень интересен процесс дефекации и мочеиспускания.

Малыш очень любить подражать взрослым, настойчив в достижении цели.

Открывает ящики, шкафы, достает и исследует их содержимое. Очень нравится кидать игрушки.

Знает и показывает свои части тела.

Более осознано играет с игрушками — катает машинки, толкает и кидает мячик, опрокидывает неваляшку, играет на детских музыкальных инструментах и так далее.

Развитие речи в десять месяцев

К десяти месяцам лепят малыша приобретает форму монолога. Произносимые ребенком слоги становятся всё больше похожи на короткие предложения.

В десять месяцев многие малыши могут произносить 8-10 осмысленных слов.

Если малыш чего-то не хочет, то он отрицательно качает головой. Отзывается на свое имя и на просьбу взрослого («дай мне», «принеси», «возьми»). Понимает простые запреты, такие как «нет», «нельзя». В этом возрасте ребенок по просьбе взрослого может найти и принести известный предмет.

Уход за ребенком на десятом месяце

Особых изменений в уходе за ребенком 10 месяцев нет. Так, утром после пробуждения, малыша следует умыть теплой водой, подмыть (в случае необходимости), помыть руки, расчесать волосы. Делать это лучше в игровой форме, чтобы гигиенические процедуры вызывали у малыша положительные эмоции.

В десять месяцев малышу всё еще необходим дневной сон около 2-2,5 часов, некоторые малыши спять днем два раза. Ночной сон длиться около 11 часов.

Во время прогулок одевайте ребенка по погоде, больше бывайте на свежем воздухе.

Выделите для ребенка отдельную посуду из которой он может есть самостоятельно. Желательно чтобы она была прочная, так как в этом возрасте малыши любят всё кидать.

В 10 месяцев малыш уже может вставать на ножки, и теперь достает еще выше. Проследите чтобы окружающая его среда была безопасна.

Не стоит пренебрегать водными и закаливающими процедурами, также для развития малыша полезны массаж и гимнастика.

Питание ребенка в 10 месяцев

В 10 месяцев питание ребенка пяти разовое. Ночью всё малыши ведут себя по-разному, кто-то спит до утра, а кто-то просыпается 4-5 раз чтобы приложиться к груди.

К 10 месяцам рацион ребенка уже очень похож на рацион взрослого.

Не рекомендуется в этом возрасте давать ребенку копчености, соления, консервированные продукты и экзотические фрукты.

В этом возрасте можно давать малышу некоторые продукты не в виде пюре, а кусочками (картофель, фрукты, паровую котлетку и другое).

В 10 месяцев малышу можно дать попробовать такие напитки как компот, кисель, морс.

На десятом месяце жизни можно дать второй раз в день кашу, но из другой крупы.

Рекомендуемые продукты и их количество для ребенка 10 месяцев

  • Фруктовые соки — 90 мл;
  • Фруктовое пюре — 90 грамм;
  • Творог — 50 грамм;
  • Желток — 1/2
  • Овощное пюре — 200 грамм;
  • Молочная каша — 200 мл;
  • Мясной фарш — 60 грамм;
  • Рыбное пюре — 60 грамм;
  • Печеночный фарш — 30 грамм;
  • Кефир — 200 мл;
  • Сухари, печенье — 10 грамм;
  • Хлеб — 10 грамм;
  • Растительное масло — 6 грамма;
  • Сливочное масло 6 грамма.

Примерный рацион питания ребенка в 10 месяцев

6:00 — Грудное молоко или адаптированная молочная смесь — 200 мл

10:00 — Каша рисовая (200 грамм), фруктовое пюре (30 грамм), хлеб (10 грамм);

14:00 — Суп на мясном бульоне 50 мл; Овощное пюре 100 грамм; Мясная фрикаделька — 40 грамм; Хлеб 10 грамм.

18:00 —Адаптированный кефир — 160 мл; творог(40 грамм); печенье (10 грамм);

22:00 — Грудное молоко или адаптированная молочная смесь — 200 мл.

Необходимые обследования в 10 месяцев

В десять месяцев Вам с малышом необходимо посетить только педиатра. Врач взвесит и измерит ребенка, расспросит о том что он умеет, оценит его нервно-психическое развитие. Полученные данные занесет в историю развития ребенка.

Как играть с ребенком в 10 месяцев?

В этом возрасте малышу нравиться играть в сюжетные игры. Укладывайте игрушку спать, кормите, переодевайте, катайте на машинке, купайте и обязательно задействуйте ребенка, пусть он Вам помогает.

Любят малыши катать мяч, тянуть машинку на веревочке, кидать игрушки.

Можно обычные дела превратить в игру. Пусть малыш помогает накрывать на стол, собираться на прогулку, помогает собирать игрушки, складывать одежду в шкаф. При этом не забывайте хвалить своего малыша, даже если у него не получается, ведь он так старается.

Не теряют актуальности игры в прятки, игры на развитие мелкой моторики, чтение красочных книг, подвижные игры-потешки (гули-гули, коза-рогатая, по кочкам — по кочкам, ладушки и другие).

Дети в этом возрасте очень хотят быть похожими на родителей, и во всем им подражают. Поэтому следите за собой, и за тем что Вы делаете и говорите, так как малыш перенимает всё Ваши действия и привычки.

Ребенок в 10 месяцев. Календарь развития

Содержание

Ребенок в 10 месяцев стремится во всем походить на родителей и старших детей в семье. Развитие мимики, ловкости рук и мелкой моторики уже позволяет ему копировать поведение окружающих. Конечно, малыш еще не в состоянии сам застегивать пуговицы или рисовать карандашом, но теребить пуговицы – как мама – или чиркать на листе бумаги – как старший брат – он будет с удовольствием.

Педагоги и психологи советуют не упускать из виду этот важнейший этап в развитии крохи – подражание. Теперь, чтобы научить ребенка каким-либо действиям, не нужно делать это за него, а достаточно просто подать пример. Бери малыша с собой в ванную, когда чистишь зубы, и тебе не придется заставлять его учиться пользоваться зубной щеткой. Аналогично показывай, как мама моет руки, ест ложкой и пр. Не сразу, но все это ребенок скопирует. Для тебя сейчас важен сам факт наступления этапа подражания в поведении малыша.

Не стоит ждать от 10-месячного ребенка, что он будет интерпретировать действия, которые видел в исполнении взрослых. Например, если малыш видел, как мама причесывается определенной расческой и игрался ею сам, дай ему другую расческу – и он не сумеет понять, что это и для чего.

Интерпретировать полученный опыт в знания ребенок сможет чуть позже, а пока показывай ему возможные сюжеты ролевых игр: кормите вместе с ложки его любимого мишку, накладывайте кубики в кузов игрушечного самосвала, укладывайте куклу спать и т.п.

Что должен уметь ребенок в 10 месяц

  • Сидеть без опоры, ползти вперед, вставать с опорой
  • Жевать еду, порезанную на мелкие кусочки
  • Относительно легко переживает отлучение от груди
  • Живо интересоваться другими детьми
  • Выбирать игрушки из предложенных, в знак протеста специально отбрасывать игрушку
  • Использовать «орудия труда», т. е. одни предметы для того, чтобы достать другие
  • Хохотать в ответ на забавы и потешные гримасы взрослых
  • Самому пытаться рассмешить собеседника – например звуками, которые рассмешили кого-то ранее
  • Пробовать «на звук» различные слоги и их сочетания
  • Показывать пальчиком на наиболее часто используемые предметы, части своего лица (некоторые)

Крупным игрушкам ребенок теперь предпочитает мелкие предметы. Сейчас как никогда будут кстати игры с фасолью или крупами – конечно, под присмотром взрослых, ведь проворный малыш живо может упрятать одно из забавных зернышек себе в нос или ухо.

Еще одна полезная забава – рисование пальчиком по тонкому слою муки, манки или крахмала, нанесенного на дно плоской тарелки. Также подойдет любое упругое тесто, которое не липнет к рукам – из него можно лепить кусочки, отрывать меньшие комочки от большего куска, прокладывать в нем борозды, вылепливать тонкие лепешки и катать шарики. В общем, чем обширнее фантазия мамы, тем разнообразнее будут игры малыша. Кроха в 10 месяцев еще не может самостоятельно придумывать сюжеты своих забав.

Нормы роса и веса для детей 10 месяцев

Рост,
см

Вес,
кг

Окружность
головы, см

МАЛЬЧИКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

ДЕВОЧКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

Физическое развитие ребенка 10 месяцев

Хоть многие дети в этом возрасте уже могут вставать у опоры и даже переступать ножками, основной способ перемещения для ребенка сейчас – это ползанье. Не следует ограничивать перемещения малыша – лучше обезопась квартиру и «запускай» своего исследователя на целый день. Используй манежи только в тех случаях, когда нужно отлучиться из комнаты всем взрослым и достаточно надолго, то есть за ребенком некому будет присматривать.
Потому что при кажущейся безопасности манежи – абсолютное «зло», так как сковывают свободу ребенка, и тем самым тормозят его развитие.

Не стоит пренебрегать этапом ползанья, сегодня детские психологи говорят, что это – одна из важнейших стадий раннего развития. Помимо того, что дает неоценимый первый опыт перемещения по квартире и знакомство с множеством вещей, то есть обогащает умственное развитие ребенка, ползанье укрепляет его скелетную мускулатуру и является лучшей зарядкой. Статистика говорит, что дети, чье ползанье родители не ограничивали в младенчестве, вырастают физически крепче и морально устойчивее, чем их ровесники, содержавшиеся в том же возрасте в манежах.

Бытует мнение, особенно у поколения бабушек и дедушек наших детей, что «ребенок, которому позволяют вдоволь ползать, позже пойдет на двух ногах». В этом утверждении, на самом деле, нарушена причинно-следственная связь: да, действительно, замечено, что дети, позже начинающие ходить, перед этим долго ползают на четвереньках (если, конечно, им не мешать). Но если такого ребенка не отпускать ползать и держать в манеже до тех пор, пока он не сможет сам устоять на ногах и идти, ты этим нисколько не ускоришь момент начала ходьбы, скорее даже наоборот. Ибо ребенок встает и начинает идти без поддержки тогда и только тогда, когда его организм к этому готов, т. е. достаточно окреп связочно-мышечный аппарат, кости, вестибулярный аппарат и прочие отделы мозга, работающие для данной функции. При ползаньи, кстати, все это тренируется и созреет несколько раньше. А если дитя держать в манеже, рассчитывая, что он раньше пойдет «от скуки», ты просто лишишь его всего того опыта, который он мог получить с тех пор, как научился ползать до тех пор, как научился ходить.

Итак, ты поняла: если ребенок хочет ползать, он должен делать это вволю. Задача взрослых – обезопасить помещение и присматривать за малышом.

Еще одним, казалось бы, забавным, но не менее вредным, чем манеж, изобретением являются ходунки. Вот в них-то ребенок, даже уже созревший для самостоятельного хождения, не торопится осваивать новый навык – ведь он привык просто сидеть и отталкиваться ножками. Такая игрушка может действительно несколько затормозить физическое развитие малыша.

Эмоциональное развитие ребенка в 10 месяцев

У 10-месячного ребенка уже явно просматривается любимая игра: кто-то без устали колотит совочком по ведерку, кто-то собирает пирамидку или башню кубиков, кто-то самозабвенно нажимает кнопки на пульте. Постарайся дать малышу возможность предаваться любимому занятию. Кстати, считается, что ребенок такого возраста уже может самостоятельно играть более 15 минут.

Да и вообще 10 месяцев – некий психологический рубеж, когда малыш начинает немного отделяться от мамы. Вот почему данный возраст считается оптимальным для отлучения от груди, если мама планировала проводить таковое на первом году жизни малыша. Именно сейчас кроха должен привыкать к отлучкам мамы – оставляй его на папу, бабушку или других авторитетных родственников и выходи из дому по своим делам. Это важно не только психологически уставшей в декрете маме. Но и малышу – так постепенно ему легко будет привыкнуть к мысли, что мама может уходить. Если сейчас регулярно уходить на час-другой во время его бодрствования, в будущем малыш легко будет отпускать маму без слез.

Так как сейчас ребенок начинает тянуться к обществу своих ровесников, постарайся каждую вашу прогулку посещать детскую площадку – там он может наблюдать, как играют другие дети и даже, иной раз принимать участие в этих играх. Ведь даже такому маленькому человеку, а уже нужно общество.

АКТУАЛЬНО ДЛЯ МОЛОДОЙ МАМЫ:

Ребенок в 10 месяцев: что должен уметь

Маленькие дети растут очень быстро: 10 месяцев пролетели как один миг. Возраст ребенка уже приближается к годику, и он радует родителей своими успехами. Ежедневно родные переживают, чтобы развитие малыша соответствовало его возрасту. Интересуетесь, что должен уметь ребенок в 10 месяцев? Подробная информация — в статье.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев: физическое развитие

Родители десятимесячного малыша, который еще недавно лежал практически неподвижно, хватаются за голову. Кроха стал настолько активным, что мама и папа только и успевают следить за маленьким непоседой. Он уже научился проявлять характер и отлично манипулирует родными.

Одни из важных показателей физического развития — рост и вес ребенка. Поскольку малыш стал активным, добавление веса уже не такое, как раньше, — до 500 г в месяц. Интересуетесь, сколько должен весить ребенок в 10 месяцев? По данным ВОЗ, нормальная масса тела малыша — 8–10 кг. При этом девочки могут весить немного меньше.

Нельзя не отметить и рост ребенка в 10 месяцев. Норма — 70–76 сантиметров. Однако кроха может быть несколько выше, если у него такая наследственность.

Расскажем, какие физические умения должен показывать малыш 10 месяцев:

  • Хорошо ползать.

Обычно в десятимесячном возрасте дети уже активно передвигаются на четвереньках. Их деятельность не ограничивается одной комнатой: малыши ползают по всей квартире, преодолевая препятствия.

  • Уверенно сидеть.

Помимо того, что ребенок уверенно сидит в коляске, стульчике или на диване, он может самостоятельно принимать нужную позу из горизонтального положения.

  • Подниматься на ноги.

Как правило, малыш уже давно стоит на ногах с поддержкой. Также он может самостоятельно подниматься возле опоры, делать возле нее несколько шагов, приседать.

  • Играть игрушками.

В этом возрасте малыши могут подолгу играть с игрушками. Мальчикам нравится катать машинки, а девочкам — перебирать разные предметы. Малышам по-прежнему интересны погремушки и музыкальные предметы. Они перекладывают игрушку из стороны в сторону, могут доставать ее самостоятельно из разных мест.

  • Повторять за взрослыми.

Ребенок 10 месяцев очень любит подражать родителям. Ему нравится открывать дверцы шкафов, выбрасывать одежду, играть посудой, смотреть в зеркало.

В этом возрасте нужно тщательно оберегать малыша от травм. Не каждому ребенку удастся избежать синяков, однако стоит позаботиться о безопасности. Закрывайте розетки, убирайте опасные предметы высоко. Также покажите крохе, как спускаться с дивана.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев: психическое развитие

Если с физическим развитием все более-менее понятно, то психоэмоциональная картина нередко ставит родителей в ступор. Они не понимают, как малыш должен себя вести в соответствии с нормой, поэтому сравнивают его поведение с другими детьми. В общем, это не возбраняется, однако помните, что все дети индивидуальны.

Расскажем, какими навыками обладает 10-месячный ребенок:

  • Понимает обращенную к нему речь.

Помимо того, что ребенок хорошо реагирует на свое имя, поворачивает голову, он уже распознает эмоции и слова взрослых. Поэтому, если ему что-то запрещают, кроха реагирует бурно, часто с плачем. Также малышу нравится, если его хвалят.

  • Проявляет тактильный интерес.

Малыш по-прежнему остро нуждается в родных людях. Поэтому он часто просится на руки. Ребенок любит обниматься, во время кормления держится за грудь, хватает родных за пальцы. Также малышу нравится, когда с ним играют, например щекочут.

  • Активно лепечет.

Речь десятимесячного ребенка активна. Конечно же, о предложениях говорить еще рано, однако некоторые дети могут повторять отдельные слоги, превращая их в слова. Также ребенок хорошо интонирует свою речь, понижает голос и повышает его.

  • Понимает, для чего нужны предметы.

Ребенок может прикладывать к уху телефон, включать телевизор пультом, закрывать чайник крышкой и т. д.

Эмоциональные навыки ребенка в 10 месяцев разнообразны. Он гримасничает, плачет, много смеется и активно жестикулирует. Кроха может показывать пальцем на интересующий предмет, требовать своего, когда ему что-то нужно.

Также в этом возрасте дети проявляют интерес к животным и другим детям. Особенно им нравится трогать их за лицо или части тела.

Не переживайте, что ваш малыш стал чересчур эмоциональным: он растет и развивается. Однако если ребенок слишком замкнут и молчалив, не интересуется окружающим миром или делает это вяло, обратитесь к врачу. Поводом для беспокойства может стать также чрезмерная активность и раздражительность малыша.

Ребенок 10 месяцев: как помочь малышу развиваться

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров и нормально развит в психологическом плане. От чего зависят нормальные показатели? Тут существует несколько факторов: генетика, воспитание, отсутствие стрессов, питание и физическая активность.

Один из самых важных атрибутов правильного прогресса крохи — участие родителей. Малышу можно и нужно помогать развиваться как с помощью подручных предметов, так и с собственным участием.

Интересуетесь, чему учить ребенка в 10 месяцев? Родителям следует:

  • Контактировать с ребенком тактильно.

Маме и папе стоит как можно чаще обнимать и целовать ребенка, гладить его и щекотать, делать массаж. Также не стоит отказываться носить кроху на руках несмотря на то, что он уже весит немало.

С помощью тактильного контакта вы выражаете свое отношение к малышу, а он чувствует, что его любят.

Обязательно играйте с ребенком различными игрушками. Развивайте мелкую моторику с помощью круп и мелких игрушек. Также стройте башню из кубиков, собирайте пирамидку, давайте лепить из пластилина, рисуйте на бумаге пальчиками. Периодически меняйте игрушки, чтобы не надоедали.

Хотите, что ребенок как можно раньше сказал первое слово? Тогда всегда с ним разговаривайте. Комментируйте свои действия, рассказывайте об окружающем мире. Также читайте сказки, декламируйте короткие стишки.

В этом возрасте кроху уже можно знакомить с книгами. Однако будьте готовы к тому, что он попробует новый предмет на вкус или порвет.

  • Знакомить с другими детьми.

Развитие ребенка в 10 месяцев активное, поэтому его можно знакомить с другими детьми. Лучше, если это будут малыши приблизительно такого же возраста. Для первой встречи выбирайте домашнюю обстановку. Также можете водить кроху на развивающие занятия.

Помимо этого, уделяйте внимание режиму дня крохи. Старайтесь приучать его к определенному распорядку. Хорошо, если ребенок будет спать днем два раза и столько же раз бывать на свежем воздухе.

Питание 10-месячного малыша также влияет на его развитие. Грудничку недостаточно одного молока или смеси, поэтому введите в рацион гипоаллергенные безмолочные каши, нежирное мясо и рыбу, молочные продукты и овощи. Все продукты варите или готовьте на пару.

Вы узнали, что умеет ребенок в 10 месяцев и как его следует развивать. Важно ориентироваться не только на общепринятые стандарты, но и на характер и особенности вашего малыша.

10 месяцев: учимся ходить

Старайтесь развивать ее с помощью игр.

Раннее приучение к горшку чревато развитием психологических запоров.

Если ребенок не делает ничего опасного, то не страшно, если он пожует бумагу или оближет ножку стола.

Физиология

К десятому месяцу замедляются темпы роста и прибавки веса. За последнее время ребенок может вообще не вырасти и не прибавить массу. Это нормально, сейчас он тратит много энергии на исследование окружающего мира и формирование новых навыков.

Моему ребенку 1 месяц и сегодня он спит с 2 часов дня. Пробовала разбудить его для кормления несколько раз, но он даже не открыл глаза, зато взял грудь. Когда меняла подгузник даже не проснулся, хотя обычно устраивает истерики. Писает, какает тоже совсем мало сегодня.

Муж простудился на днях, может ли быть, что это он заразил малыша. Температуру проверили, все хорошо, нос тоже дышит.

Как разбудить малыша. Я читала что сон дольше 5 часов может навредить ребенку, а он у нас маловесный

Младенец уже может уверенно сидеть и самостоятельно садиться. Умеет вставать у опоры, ходить вдоль нее и даже отпускать руку и стоять несколько секунд. Многие дети в 10-11 месяцев начинают делать свои первые шаги, но не переживайте, если ваш малыш не совершает таких попыток. Многие учатся ходить только на втором году жизни. Большинство здоровых малышей начинают самостоятельно ходить к возрасту 15 месяцев.

Ребенок умеет захватывать мелкие предметы, пытается взять еду из вашей тарелки. Поддерживайте его самостоятельность, но следите, чтобы игра и еда были безопасными. Сейчас начинает формироваться мелкая моторика. Старайтесь развивать ее с помощью игр.

Сон ребенка в 10 месяцев может быт беспокойным и прерывистым. Некоторые дети кричат и плачут во сне, но быстро успокаиваются, как только мама входит в комнату или просто берет их на руки. Это происходит из-за страха разлуки. Это нормальная стадия развития психики ребенка.

Психология

Ребенок начинает понимать словесные инструкции: «дай», «на», «принеси», «нет» или «нельзя». Старайтесь выставлять разумные и редкие запреты. Частые запреты не будут иметь цены и веса для него. Малыш начинает формировать причинно-следственные связи. Сейчас он уже может координировать движение и мысль. То есть часто его движения являются целенаправленными.

У некоторых детей уже начинает формироваться предпочтение руки, другие же, напротив, действуют обеими руками и предпочтение руки у них формируется чуть позже. Если вы заметили, что ваш ребенок предпочитает действовать левой рукой, ни в коем случае не переучивайте его действовать правой рукой. Вероятнее всего, он просто левша.

Навыки и умения

♦ Умеет сам садиться и сидеть продолжительное время.

♦ Может самостоятельно вставать у опоры или даже передвигаться вдоль нее.

♦ Задействует игрушки по назначению: катает машинку, толкает мячик, складывает кубики в ведерко, прикладывает к уху игрушечный телефон.

♦ Формируется «Пинцетный захват», то есть захват двумя пальцами (большим и указательным).

♦ Целенаправленно действует обеими руками.

♦ Реагирует на простые словесные инструкции: «Дай», «На».

Установленные ритуалы сна поддерживайте и сейчас: купание, легкий массаж, песенка или сказка – все это подготовит малыша ко сну и облегчит его засыпание. Если ребенок просыпается ночью, легкое похлопывание по спинке и тихий шепот, что мама рядом успокоят его и он будет спать дальше.

Как играть

Продолжайте активно играть в игры с предметами. Например, катать машинки любят одинаково мальчики и девочки. Всевозможные сортеры помогут научиться координировать движения рук с поставленной задачей и помогут в изучении геометрических форм. Начните пока с круга.

Помните, что похвала, при правильном действии, закрепит успех достижения цели. Ребенок с охотой будет учиться новому, если будет видеть искреннюю радость от свершения.

Что чувствует и как себя ведет

Ребенок уже очень хорошо видит мелкие предметы. Так, например, вы можете заметить, как старательно малыш пытается поднять с ковра мелкую соринку или, например, пытается ухватить мелкую деталь на игрушке. Он долго может рассматривать картинки в книге, которую вы читаете, особенно если эта книга ему знакома.

У ребенка есть большая гамма эмоций от радости до гнева, и в последующем будет только увеличиваться количество оттенков эмоций.

Как развивается речь

Ребенок может употреблять несколько слов, но в большинстве случаев пока остается звукоподражание. Если к 1 году у малыша есть хотя бы 1 полноценное слово (мама, папа, надо) и оно обозначает конкретный предмет или действие, значит, с развитием вашего ребенка все в порядке и нет причин беспокоиться.

Как воспитывать

В 10 месяцев познакомьте ребенка со словом «нет» или «нельзя». Начинайте выстраивать границы дозволенного. Не переусердствуйте с запретами, иначе он не будет их воспринимать. Если предмет трогать нельзя (например, вазу), то постарайтесь убрать его подальше, чтоб малыш не мог дотянуться.

Если ребенок не делает ничего опасного, то нет смысла в тотальных запретах. Ничего страшного не случится, если он пожует бумагу или оближет ножку стола. Так он познает мир и в частности понимает, что есть предметы твердые, а есть не очень – это один из способов получения опыта.

Помните, что запреты должны быть постоянными и последовательными. Если что-то делать нельзя, то нельзя и завтра, и через неделю, и даже если основательно поплакать, решения это не поменяет. Так малышу будет проще привыкнуть к границам дозволенного.

Оставьте попытки приучения к горшку на более позднее время. На сегодняшний день не рекомендуется раннее приучение к горшку. Ребенок еще не способен отождествлять дискомфорт с тем, что он хочет в туалет, он еще не может показывать это.

Как правило, дискомфорт от необходимости справления естественной нужды возникает у малыша за несколько секунд до того, как он это делает. Все больше детей страдает психологическими запорами, которые формируются в ответ на раннее приучение к горшку.

Это происходит из-за того что ребенок еще не может показать, что хочет на горшок и делает все в штаны, а родители негативно реагируют на этот факт. Таким образом, формируется психологическая боязнь горшка. Вернитесь к приучению к горшку во второй половине второго года или даже когда ребенку исполнится три. А пока просто познакомьте ребенка с его горшком, что он есть такой красивый, можете поставить его в туалет.

Автор текста: педиатр Екатерина Потеряева

Календарь развития ребёнка в 10 месяцев

10-месячный малыш всё ближе и ближе приближается к следующему этапу своей жизни, когда начнёт ходить и говорить, ведь его мозг стремительно развивается. Ребёнок подсознательно усваивает полученные об окружающем мире знания, впитывает информацию и старается её обобщить. Безусловно, крохе нужна ваша помощь во многом, он по-своему пытается подать вам знаки, сообщить о своих потребностях. И чутким, внимательным родителям не составляет труда понимать, что требуется малышу: хочет он есть, спать или играть.

Физическое развитие ребёнка в 10 месяцев

К концу 10-го месяца ребенок прибавляет в весе еще 400-450 г, а его рост увеличивается на 1,5-2 см. Однако физический рост малыша немного замедляется, но активно развиваются оба полушария мозга. Малыш увереннее контролирует движения своих рук, он хорошо управляет обеими руками, хотя уже прослеживается доминирование какой-то одной. Не исключено, что вам уже понятно, будет ли малыш правшой или левшой.

Особо продвинутые в развитии дети в 10 месяцев начинают ходить, но, как правило, малыши в этом возрасте встают на ножки пока только с помощью опоры и шагают вдоль стены или шкафа. Не пытайтесь насильно «поставить» вашего кроху на ноги, если он больше ползает, чем ходит. В любом случае рано или поздно малыш пойдёт, а сейчас ему комфортнее именно ползать или сидеть. Далеко не все дети стремятся постоянно двигаться, чтобы удовлетворить свои интересы. Некоторые малыши, наоборот, могут подолгу находиться на одном месте и играть с одной игрушкой.

Дети в этом возрасте очень любят танцевать под музыку: малыш забавно приседает, держась за спинку стула или подлокотник дивана.

Питание ребёнка в 10 месяцев

Рацион ребёнка на 10-ом месяце жизни остаётся, по сути, таким же – кормление 4-5 раз в день теми же продуктами, только увеличиваются порции. Но желательно сохранить утреннее кормление грудью до года, а если молока уже нет, или его совсем мало – заменить его детским кефиром. Педиатры не рекомендуют отлучать от груди малыша летом или в тот период, когда он болеет.

На 10 месяце жизни ребёнка овощное пюре стоит иногда заменять тертыми сырыми овощами (например, натереть морковь на тёрке, добавить туда немного протёртых яблок, ягод или каплю сметаны). Вместо фруктовых соков полезно иногда давать малышу натуральные кисели и компоты. К концу 10-го месяца жизни можно начать давать ребёнку творог не только в чистом виде, но и в виде пудингов или нежных запеканок. Кашу раз в неделю можно заменять молочной лапшой или отварной вермишелью. А в суп или кашу можно периодически добавлять мясо. На ночь полезно давать малышу детский кефир или другой кисломолочный продукт.

Навыки и умения ребёнка 10 месяцев

В 10 месяцев ребёнок хорошо сидит и самостоятельно поднимается на ножки, затем может сделать несколько неуверенных шагов. Малыш лучше держит равновесие в сидячем положении, и ему хочется осваивать новые движения – слезать с дивана и забираться обратно, карабкаться вверх по ступенькам. Кроме того, ребенок на 10 месяце жизни уже умеет собирать и разбирать матрешек, вкладывать один предмет в другой, открывать и закрывать коробки. Родителям следует более внимательно следить за безопасностью ребёнка и не оставлять его без присмотра.

Речь малыша еще очень невнятная, но ему нравится постоянно с вами общаться. Если мамочка постоянно находится рядом с ребёнком, то она легко его понимает. Можно научить ребёнка выражать свои желания не только с помощью звуков, но и жестов. К примеру, распространённая ситуация, когда ребёнок бегает в ходунках или сидит на стульчике для кормления, но хочет выбраться оттуда. Малыш начинает хныкать, дёргаться, а в итоге нервничаете вы. Попробуйте научить кроху поднимать ручки вверх, если он захочет вылезти из ходунков. А, помогая малышу, сопровождайте свои действия комментариями типа: «Ваня наигрался и хочет выбраться?».

Ещё один интересный жест, которому нужно научить малыша – махать ручкой на прощание. Подобное действие подготовит ребёнка еще и к тому, что периодически вам придётся расставаться с ним, когда он пойдёт в детский сад или вам нужно уйти по делам. Малыш должен понять, что жест «помахать ручкой» означает прощание. Начните махать «до свидания» его игрушкам, куклам или плюшевому медведю. Но ребёнок должен осознать, что прощается он с ними на время. Так ему легче будет в будущем разлучаться с мамой, которая уходит, но обязательно вернётся.

На 10 месяце можно уже приступить к серьезному приучению ребёнка к горшку. Но нельзя заставлять его силой садиться на горшок, иначе он еще долго не сможет привыкнуть к этому предмету. Сажайте его на горшок сразу после пробуждения, а также через 10-15 минут после еды. Для «облегчения процесса» вы можете даже включить воду или начать сопровождать его сидение на горшке звуками: «пи-пи» или «а-а».

Психологические аспекты развития ребёнка в 10 месяцев

В процессе бесконечных исследований окружающего мира ребёнок может быть не постоянен в своих желаниях и эмоциях.Только что он резвился и ползал по всему дому, а сейчас сел тихонько в углу и складывает пирамидки из кубиков. Родителям стоит терпеливее относиться и к просьбам ребёнка. Малыш может вытащить все игрушки из шкафа, но не играть с ними, а заняться каким-то другим делом.

Конечно, не нужно ругать кроху за такие «проделки», но и потакать абсолютно всему тоже не стоит. Начиная с 10-месячного возраста, вам следует закладывать у малыша понимание, что можно делать и чего нельзя.

Если малыш бросает игрушки на пол, а мама их поднимет, то он может расценить это как игру, и бросит игрушку на пол снова. Подыграйте ему, но по-другому. Пускай он бросает игрушки вам, а вы ему обратно. Затем поменяйте тактику – кидайте игрушки в коробку, и малыш начнёт повторять за вами. Обязательно хвалите ребенка за его успехи, ведь это ему очень нужно, и именно это будет его двигать к новым вершинам.

Медицинское сопровождение

Если вы не посетили ортопеда раньше, посетите его сейчас, ведь ваш малыш скоро начнет ходить, и нужно быть уверенным, что у него не возникнет проблем с костями и суставами. По назначению педиатра, ребёнку могут провести нейросонографию (НСГ). Это исследование проводится детям, которые родились недоношенными, с низкой оценкой по шкале Апгар, в результате осложненной беременности или осложненных родов. При необходимости посетите невролога.

Календарь развития ребенка 10-ти месяцев жизни (что умеет ребенок в 10 месяцев?)

Календарь развития ребенка 10-ти месяцев жизни (что умеет ребенок в 10 месяцев?)

Стремительно развивающийся малыш каждый день преподносит родителям сюрпризы, новые умения и навыки приобретаются мгновенно, а все потому, что он в этом возрасте подобен зеркалу – повторяет все движения и жесты родителей, старших братьев и сестер, детей на игровой площадке. Стоит один раз показать ребенку, как толкнуть машинку, он сразу же пытается повторить это действие. Карапуз, взяв пульт, направляет его в сторону телевизора, «разговаривает» по телефону, которым могут служить абсолютно все подобные по форме предметы, «читает» газету, при этом поправляя очки на переносице. Такие привычные для взрослых манипуляции становятся не только потехой в детском воспроизведении, но и свидетельствуют о способности малыша к самостоятельному обучению путем подражания.

Навык ползания становится основным способом передвижения по дому, причем малютка уже ползет, не сосредотачиваясь на технике выполнения, он полностью освоил этот навык, и теперь имеет возможность самостоятельно решать в каком направлении направиться. При этом кроха может делать остановки, заметив на полу крошку, брать ее двумя пальчиками, что тоже свидетельствует о новом этапе развития мелкой моторики – раньше он не мог выполнить это действие, для захвата требовалась работа всех пальчиков.

Любознательность исследования окружающего его мира не ограничивается тактильным контактом, ребенку хочется попробовать все на вкус, понюхать заинтересовавшую его вещь, и даже порвать либо сломать ее. Такие изучения не свидетельствуют о небрежном отношении к вещам, поэтому ругать малыша за сломанную хрупкую игрушку не стоит. Предоставьте ему возможность изучать строение предметов и возможность их деформации, при этом ограничив диапазон. Выделите журнал для «чтения», который можно порвать и помять, купите разборную игрушку, например гусеницу Fisher-Price или набор матрешек с неплотным зажимом.

Для развития моторики рук и пальчиков можно сделать для малыша ящик, в котором будут храниться его игрушки, для этого необходимо:

  1. обычный картонный ящик небольших размеров (50х50-50), при этом закройте верхнюю сторону. Обклейте цветной самоклеющейся бумагой, стороны сделайте разными цветами, а из остатков можно вырезать фигурки и наклеить их поверх основного цвета (например, мордочку кота синего цвета наклейте на желтую сторону). Можно сделать это вместе с малюткой, ему будет интересен не только сам процесс преображения коробки, но и ощущение прилипания к ладошкам кусочка бумаги;
  2. вырежьте в боках отверстия разных форм и размеров (при этом малыша лучше удалить от процесса). С внешней стороны приклейте «шторки» из нитей новогоднего дождика на одно из отверстий, малышу будет интересно преодоление такой преграды;
  3. положите внутрь коробки игрушки разных размеров, и покажите крохе как их оттуда достать и класть обратно. Если ребенок не может достать какую-либо игрушку, большую по размерам, чем отверстие, покажите ему с какой стороны оно больше, и помогите ее достать. Эта игра так понравится крохе, что, вероятнее всего, станет любимой в ближайшее время.

Органы чувств

Зрительный аппарат продолжает совершенствоваться, при этом этот процесс ускоряется из-за новых возможностей малютки (срабатывает цепная реакция развития). Ползающий кроха тренирует зрение регулярной сменой зрительного угла, а освоение навыков ходьбы предоставляет возможность в очередной раз улучшить панорамность воспринимаемых изображений предметов.

Смена положения тела в пространстве предоставляет возможность тренировки зрения, при этом с каждым днем улучшается восприятие глубины, дальности, высоты и местонахождения предмета. Увеличивается также и зрительное поле малютки. Для того чтобы более четко понять скорость развития зрительного аппарата, приведем пример на остроте зрения:

  • у подростка она составляет 14/10 или 1,4 доли;
  • у новорожденного – 1/20 или 0,05 доли;
  • у ребенка 9 мес. – 3/10 или 0,3 доли;
  • а у годовалого малыша – 4/10 или 0,4 доли.

За три месяца острота зрения увеличивается на порядок, что свидетельствует о быстротечности этого процесса вследствие возникновения новых триггеров к развитию.

Слуховой аппарат также продолжает совершенствоваться. Если раньше малютка мог слышать негромкие звуки, источник которых находился не далее 3-4 м. от ребенка, то теперь, постепенно, это расстояние будет увеличиваться до 6-7м. Именно поэтому, для дальнейшего развития, и необходимо предоставлять малышу возможность слушать различные звуки и мелодии.

Следует продолжать упражнения с искажением и изменением голоса, тембра и громкости звучания. Также можно усложнить и уже знакомую игру с шепотом, если раньше это необходимо было делать на ушко малышу, то теперь следует постепенно отдаляться от крохи. Можно совместить такие тренировки с игрой в прятки, при этом подзывая малыша не громким зовом, а еле слышным шепотом. Следите за тем, чтобы он все же слышал вашу речь, если этого нет – следует немного «прибавить громкости».

Ребенку все больше нравится находиться в обществе взрослых и родных, ему интересны разговоры, даже если они ведутся без прямого обращения к малышу, а между взрослыми. Он внимательно наблюдает за жестами, интонациями, мимикой, и пытается их копировать, при этом становясь центром внимания и поощрения.

Малыши этого возраста становятся более избирательны, и если раньше маме удавалось завлечь малыша игрушкой, а самой заниматься своими делами, лишь приглядывая за крохой, то сейчас он будет требовать ее активного участия в играх. Большинству малюток очень нравится рассматривать книги, при этом показывая пальчиком на мелкие элементы – жука в цветке, кота в окошке или птицы, парящей в небе. Можно разнообразить такое чтение следующим образом:

  1. сядьте с малышом на диван, положите перед ним фотоальбом с фотографиями;
  2. попросите ребенка показать маму, папу, бабушку, его самого. После каждого правильного ответа хвалите ребенка, если же малыш ошибается – покажите сами (можно его пальчиком) где этот человек изображен;
  3. следует не только просить кого-либо показать, но и задавать вопросы типа «Кто это?», «Рядом с мамой кто стоит?», «А есть здесь кот?» и пр. Такие вопросы будут стимулировать малыша к разговору, ведь на них нужно отвечать, а не просто показывать пальчиком на изображения.

Десятимесячный карапуз уже не только умеет разговаривать и поддерживать беседу с взрослыми, но и выражать свои желания без крика и плача. Некоторые малыши показывают пальчиком на желаемый предмет или часть тела, которой выполняют действие (например, прося пить, малыш касается пальцем губ), а «говоруны» даже освоили связь между словом «дай» и действием, чем активно пользуются в таком юном возрасте. Конечно же, лепет и произношение слов отличаются от правильного, но главное, чтобы мама понимала своего ребенка.

Если малыш уже сделал свои первые самостоятельные шаги, то можно ходить с ним на детскую площадку не только наблюдать за играющими детьми, но и присоединиться к ним. Конечно же, сам малютка не сможет пойти к деткам, маме придется идти и поддерживать его за ручки, но такие прогулки просто необходимы! Доказано, что в равном социуме (т.е. в детском коллективе) малыш скорее научится не только ходьбе, но и простым действиям (копанию лопаткой, толканию машинки и пр.), нежели под руководством мамы. Наблюдения не одной группы ученых, проводивших параллели скорости развития малышей, пришли к выводу, что ребенок в несколько раз быстрее овладевает навыками, подражая немного старшим от него детям, нежели маме. Именно поэтому необходимо обеспечить ребенку регулярное и полноценное общение с детьми, так он не только будет получать новую информацию, но и социальное взаимодействие, а именно – общение.

Ребенок в 10 месяцев

В этом возрасте кроха может ярко выражать свои эмоции, произносить отдельные словосочетания, сидеть, ползать, ходить у опоры, кушать мелкопорезанную еду, проявлять интерес к другим детям, играть с машинками, куклами, мячиком.

Самое главное – это то, что ребенок повторяет все за вами, стремится быть как взрослый. Вам придется следить за своим поведением: у малыша прекрасно работает память, и эти основы лексикона и поведения он пронесет «багажом» на всю жизнь. Старайтесь играть с ним почаще, ведь именно через игру вы можете его воспитывать.

Возьмите куклу и покажите, как вы ее кормите, как укладываете спать, гуляете с ней. Объясняйте, что и почему вы делаете, дайте ребенку самому повторить ваши действия. Кстати, как ни странно, но в большинстве случаев ребенок запоминает действие, но может воспроизвести его только с определенным объектом. То есть, например, вы показываете, как кормите игрушку-зайчика , и ребенок повторяет это действие. Но при этом у него не хватает воображения так же покормить собачку, например. Вам следует все показывать на личном примере.

Что интересует ребенка в 10 месяцев?

  • Мелкие предметы (крупа, ягоды, пуговицы);
  • Разбирание игрушек на детали;
  • Общество других детей;
  • «Пальчиковые» игры со стишками;
  • Рисование;
  • Перебирание, пересыпание из одной емкости в другую.

Примерное меню ребенка на день

6.00 – грудное молоко или смесь (200 мл)
10.00 – каша (150 мл), яйцо, грудное молоко или смесь (50 мл)
14.00 – овощной бульон ( 20–30 мл), овощное пюре (150 мл), мясное пюре ( 35–40 г), грудное молоко
18.00 – кефир или кисломолочная смесь (1 70–180 мл), творог ( 20–30 г)
22.00 – грудное молоко или смесь (200 мл)

Другой вариант меню – для малыша, уже знакомого с соками и фруктовыми пюре:

6.00 – грудное молоко или смесь (200 мл)
10.00 – каша (150 мл), яйцо, фруктовое пюре ( 30–40 мл), сок или грудное молоко ( 20–30 мл)
14.00 – овощной бульон ( 20–30 мл), овощное пюре (150 г), мясное пюре ( 35–40 г), сок или грудное молоко ( 60–70 мл)
18.00 – кефир или кисломолочная смесь (150 мл), творог ( 20–30 г), фруктовое пюре или грудное молоко ( 50–60 мл)
22.00 – грудное молоко или смесь (200 мл)

После любого приема пищи по желанию ребенка можно дать ему грудное молоко.

Развитие ребенка в 10 месяцев

Возраст вашего малыша приближается к очередной круглой дате — десять месяцев — это серьезная и обязывающая цифра. Ребенок стремительно развивается психически, а родителям нужно набраться терпения.

Что умеет малыш в 10 месяцев

Сейчас зарождается игровая деятельность, раньше всего у девочек: они кормят кукол, умывают их, подражая маме. Происходит бурное речевое развитие: малыш внимательно вслушивается в речь взрослых, понимает некоторые слова и пытается воспроизвести сочетания звуков.

В возрасте 10 месяцев у ребенка сформировались следующие умения и навыки:

• способность сидеть без опоры, ползти за игрушкой, подниматься, опираясь на протянутые к нему руки, ходить возле опоры, держась за нее
• знает свое имя и отзывается на него, знает имена близких, названия окружающих предметов, может показать на картинке называемых животных, показать части своего тела, по просьбе взрослых
• понимает и выполняет простые просьбы: «дай», «иди» и др.
• повторяет за взрослыми слоги и сочетания звуков
• использует в общении несколько «слов», понятных ситуативно, как минимум 1-2 «слова», например: ляля, мама, дай
• воспринимает шутки, обращенные к нему и смеется в ответ
• напевает песенки
• берет маленькие предметы двумя пальцами: большим и указательным и производит с ними осмысленные действия
• катает машинки, толкает мячик, бросает игрушки
• играет на первых музыкальных инструментах: барабан, ксилофон
• пытается строить из кубиков
• вставляет или вкладывает один предмет в другой
• умеет пить из кружки, пользоваться ложкой
• проявляет интерес и любопытство к другим детям, к их играм
• спокойно относится к высаживаниям на горшок.

Нет ничего страшного, если малыш набирает рост или вес немного быстрее или медленнее, но необходимо насторожиться, если он резко выбивается из нормативного коридора роста или веса.

Не беспокойтесь, если вы видите отчетливую разницу между двигательным развитием детей этого возраста. Кто-то уже ходит, а другие предпочитают только ползать. «Ползунков» не стоит торопить, им просто комфортнее ползать, нежели ходить. Они пойдут, только чуть позже. Некоторые дети начинают ходить в возрасте 15 месяцев.

Спокойному длительному ночному сну способствует купание перед сном, а во время купания — проветривание комнаты, затем мелодичные колыбельные и кормление — мамино присутствие, голос и молоко доставят удовольствие малышу, успокоят и подействуют как снотворное.

Летом огромную функцию развития выполняет возня в песочнице. Обычно в песочнице много детей и малыш может внимательно изучать общие правила игры, подражать и учиться самым простым действиям: насыпать песок в ведерко, строить замки, копать совочком и т.д.

Летом гулять можно долго, оптимально два раза в день по 2 часа. Зимой количество и длительность прогулок сокращается. В морозный день можно выйти на 30 минут, этого времени будет достаточно, чтобы квартира проветрилась, а малыш подышал свежим воздухом.

Новых продуктов в рационе практически не появляется, расширяется меню только за счет новых вариантов блюд из уже имеющегося набора. В возрасте 10 месяцев малыш должен есть каждый день мясо и, если нет диатеза, то раз в неделю нежирную вареную рыбу. Ежедневная необходимая порция этих продуктов около 50 граммов.

Кормите малыша 4-5 раз в день, чередуйте блюда, предлагайте разнообразные овощные пюре, супчики, кашки, творог и фрукты, на которые нет аллергии.

Суточная норма пищи составляет примерно 1 литр, без учета грудного молока. Возможно, ребенок будет съедать за один прием чуть больше или чуть меньше 200-250 граммов, это зависит от индивидуальных физиологических особенностей. Не пытайтесь кормить малыша насильно или оставлять ненасытившимся, позвольте развиться собственному чувству меры.

Между 9 и 12 месяцами многие дети уже не нуждаются в сосании, становятся более независимы во всем, менее упрямы и довольно спокойно относятся к отнятию от груди, чем в более младшем или более старшем возрасте. Решение о прекращении грудного вскармливания у некоторых женщин принимается легко и просто, у других же вызывает большие душевные колебания. Но, когда бы ни произошло отнятие от груди, это событие всегда важно и для матери и для ребенка, не только в физическом, но и эмоциональном плане, поэтому отнеситесь к этому шагу серьезно.

Не забывайте о чтении книг, сказок, стишков, рассматривании картинок. Малыш уже может сам показывать, где нарисована рыбка, а где птичка. В его голове происходит активный процесс по соединению образа и слова. Прислушивайтесь к его лепету, поощряйте любые попытки говорить.

Уделите максимум внимания безопасности малыша

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Основные особенности развитие ребенка в 10 месяцев

За первые 10 месяцев грудной малыш становится маленькой личностью. Самостоятельно передвигается ползком, пешком. Пытается есть ложкой, радуется играм, шутливой возне. Демонстрирует собственное мнение, привычки, выделяет любимые игрушки. Гармоничное развитие ребёнка в 10 месяцев подразумевает набор двигательных реакций, определённых интеллектуальных, эмоциональных черт личности. Что важно знать родителям?

Физическое развитие: основные достижения

Физическое развитие малыша в 10 месяцев характеризуется закреплением «старого» опыта, активным приобретением навыков. Что должен уметь ребёнок в 10 месяцев:

  • Ходить при поддержке взрослых
  • Передвигаться вдоль опоры приставными шажками
  • Вставать самостоятельно, держась за стену
  • Несколько минут стоять, балансируя
  • Преодолевать небольшие препятствия ползком, пешком, держась за опору
  • Освоить пинцетный захват (участвуют пальчики, не ладонь)
  • Держать игрушку обеими руками
  • Последовательно действовать (оставить одну игрушку, взять следующую)
  • Повторять мимику, жесты, действия родителей, выполнять просьбы
  • Уверенно сидеть
  • Садиться из положения лёжа, стоя.

Малыш будет нормально развиваться наравне с остальными детьми, если стимулировать двигательную активность. Освободите пространство для подвижных игр. Учите ползать. Интерес пробуждают мячики, каталки, движущиеся игрушки. Почаще ходите за обе ручки, укрепляйте спину, пресс занятиями с фитболом, учите карапуза приседать, пританцовывать.

Двигательная активность укрепляет мышцы, развивает интеллект. Чтобы сделать какое-то движение, нужно его продумать.

Малыши любят музыку, охотно «танцуют», держась за перила кроватки. Танцевальные движения развивают общую моторику, координацию. Осваивайте вместе музыкальные инструменты: барабан, дудку, колокольчик. Проводите зарядку под весёлые заводные мелодии.

Меры безопасности: малыш начинает активно ползать, интересоваться содержимым ящиков, тумбочек. Научите его спускаться с дивана, опустив ножки, а не как придётся. Спокойно, но настойчиво объясняйте ребёнку про запретные поступки. Заблокируйте дверцы шкафов, холодильника, розетки. Уберите опасные вещи подальше. Помня о любви пробовать всё на вкус, выбирайте качественные материалы, периодически мойте игрушки хозяйственным мылом.

Пора приучать кроху к горшку. Сначала показываете, объясняете, зачем он нужен. Присаживайте игрушечного мишку, дайте присесть малышу, не снимая штанишки. Процедура привыкания проходит по-разному, но ругать малыша, заставлять силой нельзя. Учитывайте режим: предлагайте горшок следом за приемом пищи. Главное проявлять терпение, увлекать игрой.

Когда десятимесячный ребёнок развивается гармонично, изменения не касаются исключительно физических навыков. Психоэмоциональное развитие малыша характеризуется формированием активной, пассивной речи, памяти, слухового внимания, навыков общения.

Что умеет ребёнок в 10 месяцев:

  1. Показывает знакомые вещи, персонажей сказок (цветы, часы, коляска, зайчик).
  2. Радуется шуткам.
  3. Имитирует действия взрослых (собирает крошки со стола, «звонит» по телефону).
  4. Делает осознанные жесты, действия (тычет пальчиком, кидает игрушки вниз, рушит пирамидки из кубиков, играет в «ладушки»).
  5. Осознаёт связь между действиями (ищет спрятанную игрушку)
  6. Знает части тела.

Развивающие игры вызывают интерес у крохи. Малыши любят открывать-закрывать крышки коробочек, завинчивать пробки, перебирать мелкие детали, возиться с сортерами. Популярностью пользуются вещи родительского обихода: старый кошелёк, кухонная утварь, ключи, мобильный телефон. Полезно предлагать ребёнку творческие задания: лепку из теста, пластилина, пальчиковое рисование, рисование крупами. В процессе занятий развивается мелкая моторика, происходит знакомство со свойствами предметов, материалов, формой, цветом. Попутно объясняйте понятия «большой-маленький», «мягкий-твёрдый», «сухой-мокрый».

Подходящие игрушки: матрёшки, кубики, пирамидки, крупные детали конструктора. Нанизывать кольца пирамиды случайным образом, перекладывать мелочи — любимые занятия малышей. Развивающими игрушками становятся прищепки, скрепки, пуговицы. Родителям в помощь созданы развивающие программы, изданы методички и обучающие карточки. Любые занятия проводятся в форме игры, с перерывом на подвижный отдых.

Речевое развитие

Речевые навыки ребёнка в 10 месяцев — «лепетные» фразы, слоги, звукоподражание. Ребёнок перестаёт общаться криком, осваивает иные формы взаимодействия с папой, мамой, сверстниками. Родителям необходимо знать: для карапуза 10 месяцев развитие речи —это погружение в языковую среду, обогащение пассивного лексикона, формирование речевого аппарата. Используйте разные интонации, произносите звуки нараспев, повторяйте простые фразы, указывая на предметы, учите звукоподражаниям (гав-гав, му-му).

Полезно петь песенки, произносить потешки. Главное охотно поддерживать «реплики» ребёнка, «вести диалог», повторять названия игрушек, зверей птиц, имена героев сказок. Эффективны занятия речевой, дыхательной гимнастикой. Подробные комплексы упражнений ищите на сайтах развивающих центров. Специалисты рекомендуют регулярно массировать пальчики, стимулируя развитие речевого центра мозга.

Десять месяцев —удачный период приучить ребёнка читать. Выбирайте картонные книжки с крупными картинками. Полезно завести ритуал: чтение вслух несколько минут перед сном. Скоро ребёнок привыкнет, начнёт брать книжки, разглядывать картинки. Будет с удовольствием листать страницы, показывать знакомых персонажей.

Эмоциональное развитие

Ребёнок становится общительным, проявляет интерес к сверстникам, любит пощупать их, составить компанию. Жестами, лепетом сын или дочь приглашают взрослых поучаствовать в забаве, призывают помочь: открыть коробку, достать игрушку.

У малыша формируется стойкая привязанность к близким. Попытка незнакомцев контактировать с карапузом вызывает бурные слёзы. Ребёнок начинает общаться мимикой, жестами, простыми фразами («дай», «бо-бо»). Любит участвовать в разговорах, улыбкой отвечает на шутливое обращение, улавливает настроение адресованных ему фраз. Важно, чтобы тон родителей всегда был доброжелательным, поведение последовательным. У малыша сформируется позитивное отношение к миру, не возникнет страхов.

Малыш привязывается к некоторым игрушкам. Ни в коем случае не прячьте любимцев, нельзя наказывать, отнимая игрушки. Разовьёте внутреннюю тревожность, недоверие к окружающему миру. Мечтаете вырастить оптимиста: всегда улыбайтесь улыбке ребёнка.

Режим, питание

Стабильность, повторяющиеся регулярно действия помогают малышу справляться с потоком поступающей информации, эмоциональным напряжением. Соблюдение режима карапузу необходимо. Он спит трижды в течение суток. Продолжительность ночного сна 10-11 часов. Длительность прогулок при благоприятной погоде — 3-5 часов. Купание проводят ежедневно или 3-4 раза в неделю.

Питание малыша пятиразовое. Молочную смесь, грудное молоко продолжают давать утром, перед сном вечером.

Прикормы-пюре постепенно заменяйте размятой вилкой пищей. Предлагайте ребёнку режим питания, формирующий взрослые привычки. Второй завтрак — каша, обед — мясное пюре, овощи, суп на овощном бульоне. Полезно давать твёрдую пищу небольшими кусочками, сушки. Умение жевать развивает речевой аппарат. Помимо молока предлагайте соки, компоты, детские чаи.

Несмотря на питание как у взрослых, прибавка веса замедляется. Причина —двигательная активность ребёнка. Месячный малыш прибавляет 600-800 граммов. За десятый месяц мальчик или девочка едва наберёт половину данной массы. Рост ребёнка составит 70-75 см.

Показатели физического и психоэмоционального развития индивидуальны. Они определяются полом, двигательной активностью, темпераментом крохи. Он начинает ощущать себя самостоятельной личностью. Задача взрослых сформировать у малыша позитивное отношение к миру, поддерживать познавательный интерес, поощрять физическую активность.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Ссылка на основную публикацию