Ребенок в 5 месяцев (календарь развития)

Ребенок в 5 месяцев (календарь развития)

5 месяцев для малыша — это тот возраст, когда уже прочно сформировались некоторые навыки и происходит дальнейшее усовершенствование новых. Ребенок активно играет, эмоционально реагирует на людей и предметы и проявляет свой характер. К этому времени он уже не хочет долго лежать на одном месте и в одной позе. Малыш интересуется окружающим миром, сам легко переворачивается со спины на животик и обратно и понемногу пытается сидеть. Происходит дальнейшее развитие речевых навыков. Ребенок произносит звуки и слоги, смеется и даже хохочет, пытается лепетать.

Физическое развитие

Показатели роста и веса

Ребенок в возрасте пяти месяцев весит приблизительно в два раза больше, чем при рождении. Его вес может составлять в среднем от 6,5 до 7,5 килограммов (±1 кг), а рост – от 63 до 65 сантиметров (± 3 см). За пятый месяц ребенок поправляется еще примерно на 700 граммов и вырастает на 2 сантиметра. У него пропадает большая часть безусловных рефлексов. А изменения в физическом развитии становятся заметны день ото дня.

Умения ребенка в 5 месяцев

  • В конце пятого месяца малыш может сидеть, держась за что-нибудь или опираясь спинкой на что-то. Без опоры и поддержки он пока этого делать не может.
  • Ребенок твердо стоит ножками, если придерживать его за подмышки. Он прямо держит спинку и не сгибает ножки.
  • Если держать малыша в позе «самолетик» (вниз лицом, придерживая под животик руками), то он старается приподнять головку и верхнюю часть туловища и держит их в таком положении некоторое время.
  • Ребенок может подтягиваться из положения лежа, если дать ему за что-нибудь ухватиться (например, за мамины указательные пальцы), при этом головку держит самостоятельно и уверенно, не запрокидывая ее.
  • Малыш подолгу рассматривает свои ручки и ножки, находясь на спинке. Может с легкостью достать свои ножки руками и потянуть их в рот.
  • Ребенку интересно наблюдать за окружающим миром, лежа на животике. Для этого он опирается на предплечья и свободно держит голову, рассматривая все вокруг.
  • Малыш реагирует на движение игрушки, тянет к ней ручки и может крепко удерживать.
  • С легкостью поворачивается во все стороны – со спины на животик, с живота на бочок.
  • В этот период уже укрепились спинные мышцы и ребенок может, находясь на животике, поднимать и держать голову, а также одновременно совершать движения ножками и ручками.

Психическое развитие

  • Происходит дальнейшее развитие речевой деятельности. Отдельные гласные звуки теперь звучат в виде слогов и повторяются многократно: ма-ма-ма, дя-дя-дя, ба-ба-ба, па-па-па. Малыш произносит их еще не осознанно, но звучит это очень четко и в различных сочетаниях, как будто он пытается что-то сказать.
  • Ребенок реагирует на любые голоса и звуки, прислушивается к ним. Может различить голоса родных и их интонацию. Подает голос, чтобы привлечь к себе внимание. На громкую речь или крик может отреагировать плачем или обидеться. И, наоборот, может успокоиться, услышав нежные нотки голоса мамы.
  • Малыш уже запоминает лица, узнает их, а на чужих людей реагирует настороженно или даже с испугом. Его восприятие запоминает образ человека в целом – прическа, голос, выражение лица. Уже интересуется предметными картинками с яркими образами или фотографиями.
  • Малыш чувствует себя спокойно, ведет себя активно и весело, когда в поле его зрения находится мама. Ее отсутствие или нахождение рядом незнакомых людей может заставить ребенка беспокоиться и плакать.
  • Продолжается развитие моторики с помощью зрительного управления. Кроха, увидев красивую игрушку или новый интересный предмет, тянется к ней ручками и самостоятельно берет. А если игрушка видна не полностью (например, накрыта краем пеленки), то он ее узнает и все равно потянется, чтобы взять.
  • Малыш может самостоятельно на протяжении десяти минут находиться в процессе игры. Он может выбрать игрушку, которая ему понравилась или чем-то запомнилась – яркой окраской, удобной формой.
  • Ребенок уверенно уже не только удерживает игрушку, но и может забрать ее у другого малыша сидящего рядом, с силой притягивая ее на себе.

Родителям необходимо обратиться за консультацией к участковому педиатру, если один из навыков к концу пятого месяца у ребенка не проявляется.

Помощь в развитии ребенка

Большое внимание нужно уделить ежедневной гимнастике и массажу. Именно они укрепляют мышцы спины, что очень необходимо на данном этапе. Чтобы ребенок научился самостоятельно сидеть, у него должен быть крепкий позвоночник.

Различные упражнения способствуют развитию опорно — двигательного аппарата. Выполняя эти упражнения, можно одновременно развивать у малыша чувство ритма. Для этого нужно сопровождать движения считалочкой и выполнять их под ритмичную музыку. Каждое занятие должно длиться не меньше двадцати минут.

  • Это упражнение рекомендуется делать один раз в день. Положите малыша на спинку, обхватив его руки за запястья и вложив ему в ладошки свои большие пальцы, слегка потяните его к себе. Когда ребенок поднимется до положения сидя, поднимите его ручки вверх и придерживайте их одной своей рукой. А другой рукой делайте легкие поглаживания по спинке вдоль позвоночника вниз и вверх. От таких поглаживаний малыш прогнет спинку. Затем нужно осторожно опустить малыша в первоначальное положение.
  • Это упражнение полезно для развития всех групп мышц, а также для обучения ползанию. Положите ребенка на животик, а рядом с ним на небольшом расстоянии (но чтобы он ручкой не доставал) его любимые игрушки. Поставьте свою руку к его ножкам, чтобы она послужила крохе опорой. Малыш постарается дотянуться до игрушки, инстинктивно отталкиваясь ножками. Такая гимнастика будет подготовительным этапом к настоящему ползанию.
  • В легкие поглаживания и растирания во время массажа должны добавиться разминание и пощипывание. Массаж несколько усложняется и увеличивается по продолжительности.
  • Малыш продолжает знакомиться с новыми предметами, проявляет интерес ко всему, но теперь он все пробует «на вкус». Необходимо следить за чистотой игрушек и других предметов, которые берет ребенок в рот. Носите кроху на руках по квартире и рассказывайте ему обо всем, на что попадает его взгляд. Называйте предметы, имена, показывайте домашних питомцев. Это время – начало исследования всего, что окружает ребенка.
  • Чтобы у крохи не вырабатывалась негативная реакция на замкнутое пространство, не оставляйте его надолго одного в кроватке или игровом манеже. Хотя короткое пребывание в кругу любимых игрушек и новых предметов (без участия мамы) пойдет только на пользу.

Во что поиграть с малышом

Все новое вызывает у ребенка неподдельный интерес, но и знакомые стишки и потешки он воспринимает радостно и весело. Детки закрывают глазки и прячутся за своими ладошками, играя в «ку-ку». Они весело хохочут, когда загибают им пальчики, рассказывая «Сороку – ворону». Они уверенно хлопают в ладоши, показывая «Ладушки». Но больше всего малыши любят, когда с ними разговаривают, поют им песенки, читают стишки и показывают картинки. Им интересно все, что связано со звуками:

  • Показывайте малышу картинки с домашними животными и озвучивайте их. Это собачка, она говорит «гав – гав». Это кошечка, она говорит «мяу – мяу». Это коровка, «муууууууу» и т.д.
  • Вместе с ребенком рассматривайте детские книжки, читайте короткие стишки;
  • Помогайте малышу изучать свое тело и запоминать названия – глазки, ушки, носик, щечки, волосы. Все, что называете, обязательно показывайте на крохе, прикасаясь к этим частям тела.
  • На ручки и на ножки ребенка можно надеть самодельные браслетики со звенящими бубенчиками. При каждом движении малыша они будут издавать звук, который привлечет взгляд и внимание.
  • Покажите малышу новые для него предметы дома – зеркало, часы, цветок. Дайте потрогать кнопочки, подергать за ручки шкафа, нажать на выключатель.

Сон и питание

Распорядок дня ребенка остается таким же, как и в предыдущем месяце. У каждого малыша уже сформировался свой определенный режим. Большинство деток уже не путают день и ночь. Ночной сон стабилизировался и стал более продолжительным. Малыш может проснуться всего лишь один раз за всю ночь. Во сколько ребенок ложится спать и когда просыпается утром, зависит от особенностей его организма и развития. Одни детки просыпаются рано утором, а другие любят поспать подольше.

Режим кормлений рекомендуется продолжать по требованию ребенка. В возрасте пяти месяцев некоторые мамы начинают вводить прикорм. Для его введения должны быть веские причины:

  • Недостаточное количество грудного молока, ребенок не наедается.
  • Малыш не набирает нужного в его возрасте веса, ведет себя беспокойно, капризничает, плачет.
  • У ребенка проблемы с работой кишечника и со стулом.
  • Ребенок срыгивает после каждого кормления или больше двух раз за день.

Но помните, что только педиатр поможет разобраться в истинных причинах такого поведения малыша и даст рекомендации по выбору прикорма.

Развитие ребенка в 5 месяцев

Вашему ребенку 5 месяц. Именно сейчас вы можете впервые услышать от любимого чада что-то, похожее на самое главное слово: «Ма-ма». Конечно, пока младенец говорит его случайно, осваивая новый вид речи – лепетную. А звукосочетания «ма», «ба», «па», «да» — самые простые. Поэтому ребенок будет радовать вас и себя, растягивая и распевая их целыми днями.

Младенец весь настроен на общение с взрослыми. Лучшей игрой для него становится та, где есть диалогическая речь. Недаром масса потешек состоит из вопросов и ответов! Если у малыша активно развивается речевой аппарат, ответы он вскоре сможет повторять за вами. Хотя пока это лишь попытка копирования, а не полноценная речь.

Разбираемся в людях

Незнакомцы теперь вызывают настороженную реакцию. Это нормально и даже замечательно. Объясняйте малышу, кто пришел к вам в гости. А гостям не следует брать кроху на руки до того, как он с ними не «познакомился»: осмотрел, потрогал, убедился в «безопасности» чужого человека, сидя у мамы на руках.

Когда мама рядом, младенец не боится посторонних. А вот появление чужого человека в тот момент, когда мамы нет, может вызвать настоящую истерику. Такая реакция на незнакомцев – очень важный этап в развитии психики ребенка. Он учится делить мир на «своих» и «чужих», выделять отдельного человека из общего фона. Поддерживайте малыша, разъясняйте ему все происходящее. Кстати, «знакомым» для ребенка является тот, кто играет и занимается с ним практически каждый день.

Малыш сам стремится вызвать взрослых на контакт. Для этого он зачастую имитирует действия, которые хотел бы получить от близкого человека: тянет ручки, улыбается. Может начать гулить и ворковать, когда делать явно не хочется, улыбаться, когда не до улыбки. Таким образом, младенец «провоцирует» взрослых на нужную ему реакцию. А не получив ее, начинает горько и обиженно плакать.

На 5 месяце у младенцев совершенствуется навык зрительного управления движениями рук. В этом возрасте движения «глаз-рука» практически всегда скоординированы, и ребенок легко достает нужную игрушку, предварительно посмотрев в ее направлении.

Малыш становится более самостоятельным. Теперь он может забавлять себя интересными игрушками или предметами минут десять, не отрываясь. Причем обычно сам выбирает предмет, который его интересует в данный момент. Это еще один важный шаг в развитии – формирование умения выбирать и концентрировать внимание. Кроме того, это необходимо для развития способности к обучению.

Малыш также держит в памяти не только лица, но и прически, цвет и фасон вашей постоянной одежды ( например, домашнего платья, в котором видит вас каждый день ). Поэтому на новую прическу или непривычный наряд следует незамедлительная реакция: младенец настораживается и долго осматривает, ощупывает, прислушивается к маме, переодевшейся, например, в вечерний наряд и сделавшей укладку или покрасившей волосы.

Возраст хватайки

Хватание – целенаправленное действие младенца, одно из самых важных и жизненно необходимых для манипулирования с предметами. Оно составляет основу активно-познавательного действия. К концу 5 месяца ребенок может схватить, притянуть к себе, удерживать, толкать, качать, вертеть, опускать интересующие его предметы.

Первым делом он должен все пощупать, попробовать на вкус, ощупать снова. Его уже интересуют такие характеристики, как температура, особенности поверхности. Используйте это и удовлетворяйте интерес в играх. Например, дайте крохе подержать и пощупать холодную и горячую бутылочку, кусочек льда. Позвольте ему погрузить пальчики в теплую кашу или кисель. Ничего, что до знакомства с взрослой едой еще далеко, пока это лишь средство познания окружающего мира.

Ребенок учится сознательно разжимать ручку, выпуская из пальчиков предмет, который удерживал. Поэтому не ругайте ребенка за то, что он «выбрасывает» из кроватки игрушки. Наоборот, пусть тренируется! К тому же это первый опыт активного взаимодействия с взрослым: кроха бросает, а мама приносит. Если вы устали, просто переключите внимание сына или дочки на другую игру.

В 5 месяцев ребенок прекрасно поднимает плечи, руки, ноги. Если дать ему пальцы, за которые он может схватиться, он подтянется на руках и сядет. Но сидеть по-настоящему еще не в состоянии. И сажать специально – в подушки – кроху не стоит. Это может привести к искривлению позвоночника и проблемам в развитии малого таза. А вот подтягиваться малыш может столько, сколько хочет. Повесьте над его кроваткой маленькие кольца – хватаясь за них, он будет тренировать руки и мышцы спины.

Если вы заметили, что ребенок подтягивается на одной руке больше, чем на другой, обязательно сделайте массаж «слабой» стороны, чтобы мышцы развивались равномерно. Мышцы спины у крохи уже развиты настолько, что, лежа на животе, он может делать «самолетик» — поднимает голову, руки, ноги и машет ими. Не удивляйтесь, если лежа на спине, ребенок вполне осознанно отправит в рот пальцы ног или пятку.

Знакомство с телом

На 5 месяце ребенок активно знакомится со своим телом. Многие мамочки тревожатся, когда видят, что ребенок ощупывает свои половые органы. На самом деле такие действия вполне естественны. Беспокойство должна вызывать лишь ситуация, если кроха постоянно фиксируется на этом занятии. Подобное поведение говорит о том, что малыш испытывает постоянный телесный дискомфорт ( например, вы редко меняете ему подгузники или неправильно пользуетесь ими или детской косметикой, из-за чего возникло раздражение в области гениталий ).

Также это делают дети, которым катастрофически не хватает ласки и тактильных контактов с взрослыми. Если вы заметили, что ребенок тянет ручки к половым органом, спокойно расскажите, что «там» находится ( так же, как вы объясняли, где нос, рот, глазки ), и направьте ручку в дальнейшую «экскурсию» по телу.

Наказания, шлепки по рукам, наоборот, фиксируют внимание малыша на «запретной» зоне, и именно такая реакция взрослых может привести в дальнейшем к онанизму или отклонениям в сексуальном развитии. А пока никакой сексуальной подоплеки в общении младенца со своим телом нет и быть не может. Просто ему интересно и приятно.

Домашняя игротека

В этом возрасте очень важно проследить за тем, чтобы врожденный физиологический гипертонус постепенно проходил. Только тогда малыш сможет ловко управлять руками, ногами, всем телом, научиться ползать, сидеть, вставать. В этом вам помогут игры на расслабление и чувство ритма.

«Каравай»

  • Мешу-мешу тесто ( поднимать и опускать, разминая, ручки, ножки, поглаживая головку ребенка )
  • Есть в печи место.
  • Пеку-пеку я каравай – ( похлопывать по всему телу крохи )
  • Головушку валяй-валяй, валяй-валяй! ( покачивать голову из стороны в сторону )

«Моторка»

  • Моторка-моторка еле ползет.
  • Моторка-моторка, ходу прибавь!
  • Моторка-моторка, полный вперед! ( приводить согнутые в коленях ножки к животу и обратно быстро и медленно ).

«Ку-ку»

Игра в «ку-ку» не только забавляет малыша, но и очень важна для развития мозга. Играть в нее можно по-разному: закрывая глаза руками; прикладывая к лицу полотенце, пеленку, одеяльце и выглядывая из-за них; прячась за дверью или шкафом, а потом выглядывая оттуда; закрывая малышу глазки его же руками, а потом убирая руки; пряча игрушку под покрывало. А потом стягивая его; нарисовав фломастером на большом пальце руки подобие лица и пряча его в кулак.

Развитие ребенка в 5 месяцев: навыки, умения, режим дня

Физическое, эмоционально-психическое и интеллектуальное развитие ребенка в 5 месяцев продолжается. Младенец осваивает новые навыки и совершенствует полученные. Возрастает его вес и рост, увеличивается размер головы и грудной клетки.

Фото с сайта pixabay.com

На пятом месяце жизни ребенок больше бодрствует, играя, он познает окружающий мир. Родителям стоит узнать о развивающих способности крохи занятиях, умениях, которые должен освоить младенец, и нормах основных параметров тела.

Физическое развитие

Поскольку двигательная активность 5-месячного ребенка низкая, то масса тела малыша стремительно увеличивается. Месячная прибавка в весе составляет до 600–700 г. Что касается роста, то кроха подрастает на 2–2,5 см.

Сколько должен весить ребенок на пятом месяце жизни? В среднем нормальный вес составляет 6,5–7,5 кг, рост – 63–65 см.

В возрасте 5 месяцев окружность головы постепенно становится меньше, нежели обхват грудной клетки.

Грудничок в 5 месяцев отличается от новорожденного. Его вес стал в 2 раза больше, а рост увеличился почти на 15 см. Кроха заметно округлился, есть полненькие щечки, животик, выражены складочки. Что радует глаз родителей, так это широкая улыбка на лице младенца. Дети в этом возрасте могут улыбаться и даже заливаться смехом.

Таблица с нормами роста, веса, окружностей

Нормы основных параметров тела, согласно календарю развития ребенка в 5 месяцев представлены в таблице.

Параметры Мальчик 5 месяцев Девочка 5 месяцев
Вес, кг 6–9,3 5,4–8,8
Рост, см 61,7–70,1 59,6–68,5
Объем головы, см 40,1–45 38,9–44
Обхват грудной клетки, см 40,1–45,7 40,3–44,5

В таблице приведены нижние и верхние допустимые границы.

Психическое и эмоциональное развитие

Нормальное эмоциональное развитие невозможно без здорового психического состояния ребенка в 5 месяцев. Родителям нужно побеспокоиться, чтобы кроха чувствовал себя комфортно. Тесный контакт с мамой – неотъемлемая часть нормального эмоционально-психического развития.

Грудничок чувствует себя защищенным и ведет себя спокойно, если рядом мама.

Постепенно формируется умственное развитие. Например, если 5-месячный малыш видит игрушку, которая частично накрыта пеленкой, то он скинет ее, чтобы она не мешала достать интересующий предмет.

Мальчику или девочке 5 месяцев интересно наблюдать за действиями взрослых. Они проявляют интерес не только к повседневным делам, но и к взрослой еде. Дети становятся более самостоятельными, до 10 мин. времени могут играть без участия взрослых.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев:

  • узнавать родителей;
  • отличать родных людей и незнакомых, выдавать соответствующие эмоции;
  • следить за передвижением родителей;
  • рассматривать предметы, находящиеся в поле зрения, обращать внимание на мелкие детали;
  • изучать свое тело, трогать руки, ножки, пробовать их на вкус;
  • гулить, выдавать звуки, напоминающие слоги, например, «ам», «ма»;
  • молчать, когда с ним разговаривают, вести диалог на своем языке.

Ребенок охотно выражает свои эмоции. Он плачет, когда ему страшно, смеется, если весело. Малыши в 5 месяцев еще не понимают, что им говорят, однако они уже различают интонацию, поэтому выдают соответствующую реакцию.

Как развивать

Фото с сайта kleo.ru

Важную роль в развитии ребенка в 5 месяцев играют родители. Малышу во время бодрствования необходимо уделять все свободное время. Нужно носить его на руках, показывать и рассказывать обо всем, что попадает в его поле зрения.

Младенцев 5 месяцев по-прежнему интересуют яркие игрушки, картинки, поэтому их стоит использовать для развития. Рассматривая книги с животными, необходимо имитировать их голоса. Пора изучать части тела.

Стоит приобрести музыкальные инструменты, например, колокольчики, звенящие бубенчики, детское пианино.

Пятимесячного ребенка нельзя надолго оставлять одного в манеже или кроватке. Это может закончиться формированием боязни замкнутого пространства.

Двигательная активность

В 5 месяцев ребенок лишается большинства врожденных рефлексов, зато появляются новые умения. Его физическое развитие совершенствуется день ото дня.

Навыки ребенка в 5 месяцев:

  • умеет переворачиваться со спины на живот и наоборот;
  • подтягивается, держась за руки мамы;
  • длительное время лежит на животе, опираясь на предплечья;
  • пытается приподнять голову и верхнюю часть туловища, если держать его горизонтально на руках лицом вниз;
  • крепко держит игрушку, может потянуться и достать ее, если она лежит недалеко;
  • перекладывает предмет из одной руки в другую;
  • свободно достает руками ножки, тянет их в рот.

Дети в 5 месяцев умеют крепко держать бутылочку во время еды.

Если ребенка поставить на твердую поверхность, поддерживая за подмышки, то он будет уверенно стоять или же пытаться бежать.

Учить сидеть пока еще рано, хотя к концу пятого месяца жизни ребенок может это делать, опираясь спинкой в подушки.

Как развивать

Ребенка в 5 месяцев необходимо развивать физически. Если у него будет сформирован крепкий мышечный аппарат, то ему будет легче осваивать новые движения.

С малышом пяти месяцев можно выполнять такие упражнения:

  • «Самолет». Удерживать ребенка в горизонтальном положении вниз лицом на весу, поддерживая за грудную клетку и ножки. Он будет приподнимать ручки и голову. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы шеи и грудной клетки.
  • «Подтягивания». Упражнение полезно для рук. Ребенок должен схватиться ладошками за указательные пальцы мамы, затем нужно приподнять его к себе. С помощью этого упражнения можно тренировать садиться.
  • Выкладывать на живот, стимулировать перевороты. Полезно для мышц рук и ног.
  • Подставлять ладонь под стопы, чтобы малыш отталкивался и полз вперед. Чем чаще ребенок будет тренироваться, тем быстрее он освоит ползанье.

Заниматься нужно за 30 мин. до или после еды.

Медицинские вопросы

На пятом месяце жизни ребенка может ожидать вторая АКДС и прививка от полиомиелита, если, конечно, они не были сделаны ранее.

5 месяцев: меняем режим дня

Если вы пришли в гости, дайте ему время привыкнуть к обстановке и людям, сидя у вас на руках.

Старайтесь развивать его чувство юмора. Смешные рожицы или новые звуки легко развеселят малыша.

Хорошо в этом возрасте использовать картонные книги. Их ребенок не помнет, а если погрызет, то это безопасно.

Физиология

К пятому месяцу жизни ребенок удваивает тот вес, который у него был при рождении. Не переживайте, если это произошло раньше, некоторые малыши в первые 2-3 месяца могут прибавлять больше 1 кг в месяц.

Моему ребенку 1 месяц и сегодня он спит с 2 часов дня. Пробовала разбудить его для кормления несколько раз, но он даже не открыл глаза, зато взял грудь. Когда меняла подгузник даже не проснулся, хотя обычно устраивает истерики. Писает, какает тоже совсем мало сегодня.

Муж простудился на днях, может ли быть, что это он заразил малыша. Температуру проверили, все хорошо, нос тоже дышит.

Как разбудить малыша. Я читала что сон дольше 5 часов может навредить ребенку, а он у нас маловесный

Многие дети к этому возрасту уже проявляют активный интерес к пище. Это нормальное формирование пищевого интереса, но оно не означает, что ребенку уже пора вводить прикорм. По рекомендации ВОЗ, введение прикорма детям, находящимся как на грудном, так и на искусственном вскармливании, рекомендовано с 6 месяцев.

Младенец может достаточно долго играть, лежа на животе. Он перебирает игрушки, которые находятся в его досягаемости, манипулирует ими. Многие пятимесячные дети уже пытаются встать на четвереньки. Они вытягивают руки, подтягивают и сгибают в коленях ноги. У многих к концу месяца получается вставать на четвереньки и раскачиваться вперед-назад. Это отличная подготовка к ползанию.

Психология

Ребенок уже умеет отличать своих людей от чужих. Маловероятно, что пятимесячный младенец будет так же спокойно находиться на руках у чужого человека, как это было, например, в 2-3 месяца. Если вы пришли в гости, дайте ребенку привыкнуть к обстановке и людям, сидя у вас на руках.

Он еще не умеет выражать эмоции таким сложным способом, как вы. Но может улыбаться в ответ на ваше приближение или на ваши смешные рожицы и звуки.

Навыки и умения

♦ Долго играет игрушками лежа на животе.

♦ Может самостоятельно захватывать игрушку и активно ей размахивать.

♦ Может вставать на четвереньки и раскачиваться вперед-назад.

♦ Издает множество звуков, удваивает слоги («та-та», «ба-ба», «ма-ма»).

Есть несколько аспектов, от которых зависит физическое развитие ребенка:

Первый – это окружающая среда. Если деятельность ребенка ограничивать небольшим пространством (манеж или кроватка), то круг его активности снижается, а это может приводить к замедлению развития моторных навыков. И наоборот, если он большую часть времени находится в относительно большом пространстве (например, на полу), то формирование физических навыков происходит более естественно и быстро.

Второй – время, проведенное ребенком на животе. Чем больше он находится на животе, тем чаще приподнимается на руках и тем быстрее происходит формирование всех процессов: ползания, сидения, ходьбы. Так, очень часто приходится слышать жалобы на то, что ребенок не сидит и не ползает, от родителей, чьи дети целый день находятся на руках или лежат на спине. А зачем ему ползать или ходить, если его и так удобно носят?

Третье – создание мотивации для ползания. Лежать на животе ребенку не совсем удобно. Соответственно, его важно заинтересовать, например, недалеко находящейся любимой игрушкой, чтобы ему захотелось дотянуться или доползти до нее.

Как организовать жизнь ребенка

Ребенок уже относительно сформировал (с вашей помощью) свой режим. Сейчас важно его придерживаться. Не забывайте, что младенец все так же легко переутомляется, важно соблюдать время бодрствования, не «передерживать» ребенка, поскольку перевозбужденный малыш труднее засыпает.

Соблюдайте ритуал укладывания на ночной сон: ванна, легкий массаж, песенка или книжка. Пропуск ритуала укладывания не очень благоприятно сказывается на сне ребенка. Не готовьтесь ко сну поздно, старайтесь укладывать ребенка на ночной сон тогда, когда он еще не сильно устал.

В 5 месяцев может начаться прорезывание зубов. Вообще, как только ребенок рождается, зубы начинают свое непрерывное движение в сторону ротовой полости, так что они могут начать беспокоить ребенка задолго до своего появления из десны.

Чему можно научить

У ребенка в пять месяцев уже отчетливо появляется смех. Старайтесь развивать его чувство юмора. Никаких сложных действий и приспособлений это не требует. Смешные рожицы или новые звуки (щелканье языком, раздувание щек) будут веселить вашего малыша на этом этапе.

Читайте книги, которые можно потрогать, с выпуклыми деталями. Хорошо в этом возрасте использовать картонные книги. Их ребенок не помнет, а даже если немного погрызет, то это вполне безопасно.

Начальное развитие речи

К 5 месяцам ребенок уже хорошо формирует слоги и умеет их удваивать. С каждым днем в его речи появляются все новые и новые звуки и их сочетания. До полноценного и осознанного «мама», конечно, еще далеко, но пройдет несколько месяцев, и малыш активно будет вас звать.

Что чувствует и как себя ведет

Ребенок уже достаточно привязан к маме, чтобы расстраиваться, когда та выходит из комнаты и оставляет его. Он будет выражать недовольство плачем и так же быстро успокаиваться, оказавшись на руках у мамы. Это важное время формирования связи между малышом и матерью.

В пять месяцев ребенок умеет выражать несколько видов эмоций: радость, печаль, беспокойство, страх. Позже объем эмоций будет только увеличиваться.

Автор текста: педиатр Екатерина Потеряева

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

То, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, существенно отличается от навыков месяц назад. За 30 дней жизни малыш совершенствует свои умения и становится более активным. Меняются игры, повышается уровень социального развития.

Двигательная активность

К этому возрасту учащаются перевороты со спины на бок и на живот с возвращением в исходное положение. Грудничков в этом возрасте уже нельзя оставлять одних на взрослой кровати или диване — они могут скатиться и удариться о пол.

Некоторые мальчики уже могут самостоятельно сидеть. Однако слабые спинные мышцы готовы к такой нагрузке не всегда. Необходимо следить, чтобы за спиной малыша всегда была подушка. Это нужно чтобы он не ударился, резко откинувшись назад, когда устанет. Девочки, как правило, к пяти месяцам не садятся, они готовы к этому только через месяц. При этом все дети в этом возрасте при удерживании за руки с радостью переходят в сидячее положение.

Важно! Если ребенок пока не сидит сам, усаживать его насильно нельзя. Мышцы спины, позвоночник и внутренние органы пока не готовы к сидению. Преждевременное присаживание чревато искривлением позвоночника и аномалиями органов. Особенно это касается девочек, репродуктивная система которых чрезвычайно чувствительна.

Как пятимесячный ребенок умеет общается

Психоэмоциональное состояние малыша позволяет ему испытывать множество эмоций: радость, веселье, грусть и даже гнев. Это проявляется в бурных реакциях на окружающие явления. Он хохочет, громко кричит, улыбается, сердится. По ситуации меняется интонация лепета и выражение лица. Речь становится для грудничка все яснее, он понимает больше слов и интонаций.

Усиливается привязанность к родителям и близким родственникам. Дети на этом этапе жизни с удовольствием проводят время в кругу семьи. На незнакомых людей следует разнообразная реакция. Некоторые груднички боятся всех чужих, плачут и кричат, когда они берут их на руки. Есть такие, кто относится ко всем по-разному, и даже мама не может предсказать реакцию на определенного человека. Изредка пятимесячные малыши позитивно относятся ко всем незнакомым людям. В присутствии мамы дети, как правило, ведут себя смелее, без нее — становятся скромнее и пугливее. Некоторые малыши уже умеют осознанно привлекать к себе внимание криком или шумом погремушки.

У большинства малышей развивается предметная память. К примеру, если спрятать любимую погремушку, но оставить ее часть заметной, ребенок узнает ее и сразу вытащит. Часть игрушек становится любимыми, некоторые не нравятся и отвергаются сразу после покупки или со временем. Психика девочек и мальчиков в это время аналогична, они ведут себя примерно одинаково.

Уровень развития малышей к 5 месяцам

В это время наступает сложный период. Они начинают брать в руки игрушки, переворачиваться со спины на бок. Большинство проявляют желание общаться со взрослыми. Важно уделить ребенку максимум внимания и обеспечить ему в это время психологический комфорт. Среди всех занятий на первом месте должен оставаться сон, и только после него — игры и упражнения.

Первые этапы развития ребенка в 5 месяцев: игры, питание, речь и психологические аспекты

Добрый день читатели и гости сайта «Семья и детство». Согласно календарю развития ребенка развитие ребенка в 5 месяцев, является для него периодом закрепления физиологических навыков и открытий психологического характера. Все мышцы тела укрепляются, давая тем самым возможность малышу расширять круг доступных действий.

Что умеет пятимесячный ребенок?

Не смотря на столь юный возраст, ваш малыш уже умеет:

  • все чаще ребенок пытается занять вертикальное положение. И пусть стоять самостоятельно у него еще не получается, но если вы поддержите его под мышками, малыш сможет продержаться в таком положении до 5 минут;
  • малыш уже может самостоятельно переворачиваться со спины на живот;
  • намного дольше времени ребенок проводит в сидячем положении. Так же он пытается садиться самостоятельно, держась за руки взрослого;
  • уже с уверенностью может дотянуться и схватить понравившуюся игрушку;
  • закрепляется лепет и ребенок может подолгу гулить, прислушиваясь к своему собственному голосу;
  • малышу так же нравится подолгу разглядывать разноцветные картинки.

Физиологическое развитие ребенка в 5 месяцев

Большинство малышей к середине пятого месяца жизни весят в два раза больше, нежели при рождении. Их вес колеблется в среднем в приделах 6,5-7,5 кг, а рост 63-65 см.

Начиная с пятого месяца развития, у ребенка резко меняется режим дня. Поэтому к концу данного периода рекомендуется увеличить интервал между кормлениями с 3-х до 4-х часов. Что касается сна? Ночной сон малыша занимает до 10 часов, а двух-трех разовый дневной – 2 часа.

Развитие питания ребенка в 5 месяцев

В данном периоде развития питание остается неизменным. То есть, Вы продолжаете придерживаться исключительно грудного вскармливания, в ином случае – даете смесь по требованию.

В связи с особенностями физиологического и психологического развития, кормление все чаще носит прерывистый характер, так как ребенок отвлекается на различного рода звуки. В этом нет ничего страшного.

Все больше малыш обращает внимание на пищу, которой питается мама. Он начинает тянуть ручки к тарелке и ложке взрослых, капризничает при отказе. Начиная с середины 5-ого месяца можно начать знакомство с новой пищей, дав малышу ложечку фруктового пюре, постепенно увеличивая данную порцию.

Иной прикорм допускается в следующих случаях:

  • малое количество грудного молока;
  • прибавка веса малыша не соответствует норме, и он часто капризничает;
  • наблюдается стабильное расстройство желудочно-кишечного тракта: запоры или частый стул;
    частота срыгивания превышает частоту кормления.

Как бы то ни было начало прикорма стоит обсудить с Вашим педиатром.

Психологическое развитие 5-ти месячного ребенка

Малыш уже четко распознает людей своего окружения и настороженно относится к незнакомцам. Ему становится совершенно небезразлично на то, кто находится рядом. Потому на руки он идет далеко не к каждому.

Пятимесячный ребенок уже способен четко различать интонации голоса. На ласковое слово малыш готов ответить улыбкой, а вот на грубое – может и расплакаться.

На пятом месяце развития родителям уже следует научиться понимать просьбы ребенка, которые он выражает различной интонацией своего лепета. Так, к примеру, малыш четко выражает недовольство, если его уложат в кроватку, а он еще желает оставаться на руках у родителей.

Первые этапы развития речи ребенка в 5 месяцев

В речи пятимесячного ребенка начинают появляться повторяющиеся слоги «ня-ня-ня», «ба-ба-ба». Именно в этот период пора начинать активное общение с малышом, в особенности, когда он сам начинает «агукать», тем самым выражая свое желание поговорить. Не лишним будет укладывание малыша путем напевания колыбельной. С 5-ти месяцев можно начать и знакомство с разнообразными стишками, скороговорками, короткими сказками.

На что следует акцентировать внимание и чему можно научить ребенка в 5 месяцев?

Очень важно не лениться и уделять время физической гимнастике. Она должна занимать не более 7 минут, чтобы малыш не переутомился.

На пятом месяце развития ребенка у малыша могут начать прорезываться зубы. Потому следует позаботиться о том, чтобы среди игрушек были те, которые можно было бы погрызть.

Перемены происходят в этот период и во время прогулок. Малыш уже меньше спит на свежем воздухе и с любопытством разглядывает окружающий мир из коляски.

Самое время приобрести пирамиду и начать учить ребенка надевать кольца на ее основание. Не лишним будет показать крохе, какие манипуляции можно совершать с мячом: подбрасывать вверх, катать его по полу.

Познакомьте малыша с музыкальными игрушками, укажите, куда следует нажать, чтобы раздалась мелодия. Конечно, сейчас он не сможет повторить за Вами всех действий. Однако спустя пару месяцев, Ваш малыш будет с уверенностью пользоваться всеми знаниями и навыками, которым Вы обучите его уже сейчас.

Игры и упражнения на пятом месяце развития ребенка

Манипуляции перед зеркалом. Возьмите малыша на руки и поднесите его к зеркалу. Пускай он обратит внимание на свое отображение. Постучите пальцем по стеклу, указывая на его носик, щечки, глазки. Помашите ему рукой, произнося «Привет!» или «Пока!». Меняйте гримасы выражения своего лица. Надувайте щеки, качайте головой, хмурьте брови, покажите язык. Пускай Ваш малыш учится фокусировать внимания на смене происходящих действий.
Упражнение «хватай-ка». Как уже говорилось выше «ребенок на пятом месяце развития» уже учится самостоятельно дотягиваться до предметов и захватывать их. По этому, развесьте на шнурке игрушки различной формы и цвета на таком расстоянии, чтобы кроха смог к ним дотянуться и схватить. Протяните ему погремушку, таким образом, чтобы он сам взял ее в руки. В этот период дети уже умеют перекладывать предметы с одной ладошки в другую. Не скупитесь на похвалу за даже самые мелкие достижения малыша.

Знакомство с музыкой, ее можно подобрать в нашей музыкальной гостиной для вашего малыша. Включите какую-нибудь спокойную мелодию, а через минутку выключите, после снова включите. Малыши пятого месяца развития способны реагировать на такие перепады.

Не следует включать музыку на длительное время. В данном возрасте музыка может утомлять и раздражать малыша. Периодически меняйте виды музыкальных воспроизведений: от спокойных к более ритмичным. Вы так же можете двигаться с малышом к так мелодии. Зачастую детям нравится танцевать с мамами.

И напоследок, смотрим видео «Развитие — 5 месяцев ребенку».

Ребенок в 5 месяцев. Календарь развития

Содержание

Когда малышу исполняется более 4 месяцев, в жизни семьи появляется новое понятие – социализация. Да-да, твой трогательный карапуз уже способен и требует вступать в социальные взаимоотношения и нуждается в общении. Конечно, в первую очередь с тобой.

Предтечи речи ребенка становятся все совершеннее – малыш издает звуки похожие на слоги, напоминающие услышанные от взрослых. Так как за месяцы своей жизни ребенок, активно упражняясь в сосании, достаточно натренировал мышцы рта, первые согласные, которые у него получаются – так называемые губные: М, П, Б. Это характерно для всех детей в мире, вне зависимости от родного языка их родителей. Вот почему во всем мире у подавляющего большинства детей первое слово – мама (это слово звучит похоже во многих языка).

Конечно, даже произнеся (не без тренировки с помощью взрослого) «ма-ма» или «па-па» сейчас, ребенок не вложит в него того смысла, который откроется позже. Пока это просто звукоподражание, но как же трогательно оно звучит!

Физическое развитие ребенка 5 месяцев

Мышцы рук, плеч, спины и живота малыша уже настолько окрепли, что он может подолгу лежать на животе, отрывая грудь от поверхности и опираясь на ладони вытянутых рук. В такой позе ему очень удобно рассматривать все вокруг.

К 5 месяцу жизни ребенок обычно уже умеет самостоятельно переворачиваться со спины на живот и наоборот. А если повесить над его кроваткой напротив рук игрушечные поручни, он будет с удовольствием за них хвататься и, выжимаясь ручками, пытаться сесть. Но сам он еще, конечно же, усидеть не сможет.

Внимание! Ни в коем случае не пытайся высаживать ребенка (хоть в подушках, хоть любым иным способом). Природа устроила все гармонично, и малыш сядет сам тогда и только тогда, когда к этому будут готовы его мускулы, кости и сухожилия. А любое «обучение» сидению не ускорит процесс, а нанесет непоправимый вред позвоночнику и тазобедренным суставам ребенка из-за перегрузки.

Единственный вид стимуляции скорейшего усаживания – упражнения. Например, то самое подтягивание на руках из положения лежа на спине. Или другая игра: перед лежащим на животе ребенком положи игрушку едва ли в поле досягаемости, то есть, чтобы ему нужно было как следует потянуться.

Так ты стимулируешь развитие мускулатуры, благодаря чему окрепший карапуз вскоре и сядет, и поползет, и встанет.

А пока малыш активно познает собственное тело. Так что не удивляйся, заметив у него во рту пальцы ног.

Нормы веса и роста детей в 5 месяцев

Рост,
см

Вес,
кг

Окружность
головы, см

МАЛЬЧИКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

ДЕВОЧКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

Эмоциональное развитие ребенка на 5 месяце

Сейчас твой малыш хочет вести диалог, конечно пока не в том виде, который понятен взрослым. Но, читая ребенку стишки-потешки, ты заметишь, что он всегда «отвечает» гулением и лепетом в ритм стишку и подобно твоим интонациям. Ребенок уже не только эмоционально «отражает» собеседнику его реплики, он способен сам вызвать тебя на контакт: например, начинает делано хохотать, чтобы ты рассмешила его, протягивать ручки, чтобы ты обняла его и т. п.

Важной вехой в социализации ребенка является разделение взрослых на «своих» и «чужих». Не удивляйся, если сейчас малыш насторожится при виде нового человека – это абсолютно нормально. Поэтому не позволяй новым знакомым ребенка (пусть даже твоим старым добрым друзьям) сразу брать его на руки, до того, как малыш привыкнет. В круг «своих» малыш принимает родителей и тех членов семьи, которые живут с ним в одном доме или регулярно проводят много времени.

Рассматривать лица (в том числе и на картинках) – сейчас одно из любимых занятий крохи. Вообще его «арсенал» развлечений уже настолько широк, что он может 10 – 15 минут занять себя сам, не нуждаясь в обществе взрослого. Тому способствует и постепенное ослабевание мышечного гипертонуса, бывшего у новорожденного, и усовершенствованная синхронизация движений рук и работы мозга. Ребенок с удовольствием не только хватает игрушку, но и по собственной инициативе, а вовсе не случайно, разжимает пальчики и выбрасывает ее из кроватки. Еще одна любимая потеха в этом возрасте: малыш бросает игрушку на пол, а мама подбирает и подает ему снова, и так без конца. Не сердись на ребенка и постарайся терпеливо участвовать в таких забавах.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

  • Хватать предметы руками, удерживать их, манипулировать с ними и бросать по собственному желанию;
  • Гулить и лепетать, если слышит ритмичный текст, начинает это делать в ритм;
  • Рассматривать картинки, особенно портреты людей;
  • Четко различать взрослых на «своих» и «чужих», возможно, на последних реагировать настороженно;
  • Развлекать себя самостоятельно в течение около 10 минут;
  • Переворачиваться со спины на живот и наоборот;
  • Лежа на животе, отрывать от поверхности грудную клетку и опираться на ладони вытянутых рук.

АКТУАЛЬНО ДЛЯ МОЛОДОЙ МАМЫ:

В пять месяцев ваш ребенок попробует новые блюда: каши, овощные пюре, ягоды. Попытается сесть, поспорить с вами за игрушку и, возможно, предпримет попытки поползать на четвереньках!

Рост и вес ребенка 5 месяцев

За пятый месяц жизни ребенок набирает в среднем 700 граммов и вырастает на 2 см.

Показатели нормы*. Возраст ребенка – 5 месяцев

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 5 месяцев?

— переворачиваться со спины на живот;

— лежа на животе, долго «плавать», поднимая одновременно ручки и ножки;

— пищать от удовольствия, громко смеяться;

— хватать игрушки, которые мне протягивают на уровне груди;

— легко снимать носочки со своих ножек;

— оценивать расстояние до интересующего предмета,

— понемногу есть с ложки.

Развитие ребенка в 5 месяцев

В пять месяцев дети любят проводить время на детском коврике. Любимые позы: лежа на животе, опираясь на выпрямленные ручки. Так ему гораздо лучше видно, что происходит вокруг него. Ребенок может занимать себя уже целых полчаса.

Ребенок активно использует свой голос. Он уже понял, что взрослые всегда на него реагируют и спешат исполнить любое желание. А еще крохе нравится с ним «играть». Он покрикивает, поет и постоянно меняет тембр голоса.

На пятом месяце ребенок стал более подвижным. Ведь к 5 месяцу у него полностью нормализовался тонус мышц на руках и ногах. Теперь они стали более послушными. Ребенок свободно двигается и уже в состоянии достичь поставленной перед собой цели. Например, взять из маминых рук игрушку. На первый взгляд кажется, что все так просто! На самом деле он научился этому только сейчас. Малыш может долго удерживать интересный предмет в руке, перекладывать его из одной руки в другую долго, рассматривать и затем тянет в рот.

Когда ребенок берет игрушку в рот, он многое о ней узнает. Это один из методов познания окружающего мира. Поэтому не запрещайте малышу грызть игрушки, просто следите за тем, чтоб они всегда были чистыми.

Зрение ребенка 5 месяцев

Ребенок уже может сконцентрировать свое внимание на каком-то предмете в течение 10-15 минут. Причем если раньше он смотрел лишь на то, что само бросалось в глаза (например, яркий мягкий медвежонок), то теперь кроха сознательно выбирает «объект для наблюдения». Проведите с ребенком несложную тренировку, поучите его дольше концентрировать взгляд. Положите ребенка на живот, на расстоянии 70 см от его глаз катайте красный мячик. Малыш будет внимательно следить за ним, провожать его взглядом.

Здоровье ребенка 5 месяцев: прививки от АКДС и полиомиелита, диатез, режим

На 5 месяце месяце нужно провести ребенку третью вакцинацию от дифтерии, коклюша и столбняка — АКДС (она делается в комплексе) и отдельно — от полиомиелита.

Узнайте у врача, нужен ли ребенку прием витамина Д. А если вы уже даете его ребенку, то поинтересуйтесь, есть ли необходимость изменить дозировку.

Прогулка ребенка 5 месяцев

Ребенок в пять месяцев должен проводить на свежем воздухе не менее 2-3 часов. Лучше выходить на прогулку несколько раз в день. Малыш уже живо интересуется происходящим вокруг, с ним стало интереснее гулять. Иногда меняйте коляску на слинг, так вы сможете без проблем подойти с ребенком к каждому дереву, потрогать кору и веточки, показать поближе уличных животных и птиц, яркие вывески.

Если на улице теплое время года и солнечно, сходите на пикник. Возьмите с собой еду для себя и ребенка, книгу или плеер и отправляйтесь в парк. Умеренные порции ультрафиолетового облучения необходимы растущему детскому организму. Только не забывайте, что у маленького ребенка кожа очень нежная, поэтому ее нельзя подставлять под палящие солнечные лучи. Они бывают двух видов: UVB и UVA. Первые более короткие, они попадают только в поверхностный слой кожи — эпидермис и могут вызвать ожоги. Лучи UVA проникают глубже, и мы не чувствуем их непосредственного вредного воздействия. Но оно есть – эти лучи вызывают раннее старение кожи.

Пока ребенку не исполнится полгода, не следует брать его на пляж. Даже когда в летний день ребенок находится в тени деревьев, нельзя раздевать его полностью.

В холодное время года прогулки для ребенка обязательны. По возможности доставайте ребенка из коляски, подставляйте личико под редкие солнечные лучи.

И лужи, и мокрые листья, и дождь — все способно заинтересовать вашего малыша. Не упускайте возможность показать ему природу в каждое время года.

Упражнения для детей 5 месяцев

1. Велосипед

Ребенок лежит на спине. Возьмите его за голени таким образом, чтобы ваши большие пальцы лежали сверху. Осторожно согните ножки. Попеременно сгибайте и разгибайте их, как будто малыш вращает педали велосипеда. Повторите это упражнение 6-8 раз.

2. Легкие шаги

Положите ребенка на спину ногами к себе. Легко захватите его щиколотки. По очереди тяните ножки на себя так, чтобы стопа скользила по поверхности. После того как ножка полностью выпрямится, верните ее в исходное полусогнутое положение. Сделайте это 4-6 раз.

Ползание. Как научить ребенка ползать.

Стимулируйте желание ребенка ползать. Для этого положите малыша на живот и разместите на небольшом расстоянии от него несколько ярких игрушек. Хорошо, если ребенок будет доставать их по 4-5 раз за одно занятие. Совсем скоро он научится ползать самостоятельно.

Что делать, если у ребенка текут слюни

Если у вашего ребенка обильно текут слюни, то на это есть две причины: прорезывание первых зубов и появление в рационе новых продуктов. Так пищеварительная система ребенка реагирует на новый вид пищи.

Прорезывание зубов, как правило, проходит болезненно: у ребенка зудят десны, может появиться насморк, небольшой отит, нарушится пищеварение, может подняться температура.

Специального лечения не требуется. Действуйте по обстоятельствам: если температура у ребенка превысила 38 градусов, дайте жаропонижающее болеутоляющее средство. Это на какое-то время снимет боль. К деснам прикладывайте охлажденные прорезыватели, хорошо помогает холодный кусочек яблока. В аптеке купите специальный гель для облегчения прорезывания зубов.

Календарь развития ребёнка: 5 месяцев

Начиная с 5-го месяца, малыш всё осознанней старается произносить звуки, иногда даже что-то напевать. Каждый день он тренирует свои речевые способности и повторяет какие-то слоги, похожие на слова «мама» и «папа». Конечно, это приводит в неописуемый восторг не только родителей, но и близких родственников, ведь общаться с малышом становится всё интереснее. И сам ребёнок испытывает много радости, когда с ним кто-то разговаривает во время игры, купания или просто в свободное время.

Физиологическое развитие ребёнка 5 месяцев

В 5 месяцев у малышей закрывается родничок, который становится почти не заметен. Кожа малыша все еще очень чувствительна, поэтому соблюдайте правила ухода за младенцем, чтобы не появилась потница.

Окончательно формируются органы глаз, отчего физиологическое косоглазие полностью исчезает. Ребёнок активно двигается, легко переворачивается со спины на животик и обратно, учится прогибаться вверх. Он может всячески сопротивляться, когда его кладут в кроватку, требуя его посадить. Ему уже неинтересно изучать потолок или висящие над ним игрушки, он хочет следить за всем, что происходит вокруг. Но долго сидеть ребёнку в 5 месяцев ещё не рекомендуется, поэтому устраивайте кроху в положение полусидя. Не исключено, что в период двигательной активности ребёнок испытает первый «полёт» с дивана. Так что присматривайте за маленьким егозой даже если отвернулись на секунду за подгузником или бутылочкой.

Ребёнок проявляет интерес к своему телу, пытается понять, как двигаются пальчики на ручках. Особенно потешными кажутся его попытки засунуть в рот полступни или «пожевать» пальцы на ногах. Малышу хочется всё потрогать и непременно попробовать на вкус: он берёт в рот игрушки, тянет туда ваши пальцы, пытается «пососать» одеяло или подушку. Но это неудивительно, потому как на 5 месяце у малыша активно режутся зубки. У многих детей первый зубик появляется еще в 4 месяца, а в 5 месяцев – рост зубов продолжается.

Питание ребёнка в 5 месяцев

Грудное молоко по-прежнему является основной пищей ребёнка в 5 месяцев. Некоторые дети начинают есть твёрдую пищу уже в 4-месячном возрасте, поэтому давать малышу прикорм (фруктовое или овощное пюре) нужно в первой половине дня, к примеру, во второе кормление.

Если вы еще не вводили прикорм, то в 5 месяцев это нужно обязательно, поскольку малышу может уже не хватать питания только молоком. Согласуйте с педиатром, какие фруктовые и овощные пюре подойдут вашему ребёнку и в каком количестве давать ему прикорм. Впоследствии начнёте подкармливать малыша кашами, при условий противопоказаний по здоровью. Но грудное молоко из рациона ни в коем случае исключать не нужно.

К концу пятого месяца жизни ребенок набирает в среднем 600 — 700 г, подрастает примерно на 14 см по сравнению с новорожденным состоянием.

Умения и навыки ребёнка 5 месяцев

Ваш 5-месячный ребёнок с удовольствием играет с игрушками, которые уже умеет выбирать самостоятельно, крепко зажимать их в кулаке. То есть ребёнок начинает различать предметы по цветам, звучанию, форме и в зависимости от этого берёт понравившийся. Тщательно следите за тем, чтобы игрушки или предметы, которые малыш тянет в рот, были чистыми, изготовлены из безвредных материалов и не имели острых углов. Многие мамочки дают в руки малышу сушку или печенюшку, чтобы малыш «чесал» ими десна. Но следите, чтобы малыш не поперхнулся крошками. Сушка может размокнуть и раскрошиться.

Слух ребёнка в 5 месяцев реагирует на разные источники звука: малыш может узнавать голос матери, слышать телефонный звонок, лай собаки или мяуканье кошки. При этом глазами малыш ищет, откуда исходит тот или иной звук. Если вы чаще называете кроху по имени, а не уменьшительно-ласкательными прозвищами, то ребёнок будет понимать, когда вы его зовете и поворачивать к вам голову.

Малыш в 5 месяцев охотно выражает свои эмоции, он улыбается, учится смеяться. Начинает хохотать, когда мама или папа играют с ним, щекочут или берут на руки. Смейтесь вместе с малышом, хлопайте в ладоши – ему будет тоже весело.

Ещё один важный навык ребёнка 5 месяцев – это умение самостоятельно держать бутылочку. Мамочка может уже не помогать малышу, однако оставлять его без внимания не стоит. Движения рук малыша ещё не настолько координированные, и он может уронить бутылочку, подавиться молоком или смесью. Старайтесь не допускать, чтобы малыш заснул с бутылочкой во рту, так как присутствие еды во рту может быть чревато развитием молочницы или кариеса.

5 месяцев – это та ступень развития ребёнка, на которой он учится подавать «сигналы» взрослым, чтобы они их понимали и выполняли просьбы малыша. Мама крохи распознаёт его лепет, жесты руками, мимику, таким образом малыш и мама лучше понимают друг друга.

Медицинское сопровождение

Если вас дома ежемесячно посещает медсестра, то он вам должна сообщить о проведении прививок и большого количества разных медицинских обследований. На 5 месяце проводится вторая вакцинация от полиомиелита, вторая вакцинация против гемофильной инфекции, введение АКДС-вакцины.

Календарь развития ребенка: 5 месяцев: меняем режим дня

Пятый месяц жизни ребенка – время важных психологических открытий. Наряду с физическими навыками, которые приобретаются все легче и быстрее, так как тело становится более крепким и послушным, появляются первые признаки социального развития малыша.

Физиология ребенка пятого месяца жизни

К середине пятого месяца ребенок вдвое прибавляет в весе по отношению к весу при рождении. Это значит, что сейчас он весит 6,5-7 килограммов. К концу пятого месяца жизни ребенок готов к прикорму: он захватывать губами более густую пищу, чем материнское молоко и способен проглотить пюре.

На пятом месяце у ребенка меняется режим дня. К концу этого месяца лучше перейти с шестиразового кормления на пятиразовое с интервалом в 4 часа. На 5 месяце жизни ребенок обычно спит 14-16 часов в сутки, из них 10 часов ночью и два-три раза по 2 часа днем.

Психология ребенка пятого месяца жизни

Ребенок уже четко знает, кто составляет его мир и, значит, заслуживает доверия, а кто относится к чужим. В это время он впервые начинает проявлять видимое недоверие к незнакомым. Ему не все равно, кто находится рядом с ним, и он далеко не ко всем пойдет на руки. Связь с близкими очень крепка, а вот любое новое лицо вызывает, прежде всего, напряжение – до тех пор, пока не станет привычным.

На исходе пятого месяца ребенок хорошо различает интонации голоса. На ласковое обращение ребенок начинает улыбаться, а услышав сердитый голос, может даже расплакаться.

Навыки и умения пятого месяца

Что умеет ребенок в 5 месяцев?

  • малыш все время порывается встать, но пока это еще не удается, однако если малыша поддержать под ручки, он сможет простоять 3-5 минут
  • может долго сидеть при поддержке, и даже садиться самостоятельно,
  • подтягиваясь на ручках самостоятельно выбирает игрушку
  • может осознанно захватывать игрушки и держать их, противопоставляя большой палец остальным
  • малыш долго и распевно гулит: ему очень нравится слушать звуки, которые он сам же и издает

На пятом месяце ребенок очень активно развивается физически (через месяц он уже сможет самостоятельно садиться и, может быть, даже ползать), поэтому все педиатры настоятельно рекомендуют делать массаж и гимнастику. Всего 10 минут в день, а эффект очень заметный. Малыш учится управлять своим телом, и гимнастика отчасти помогает ему постичь возможности тела. Это важно!

Как организовать жизнь ребенка в 5 месяцев

Ночной сон ребенка становится длиннее – некоторые дети спят по 11 часов. В периоды бодрствования с малышом можно заниматься гимнастикой – по 5-7 минут, чтобы он не переутомился.

К пяти месяцам у некоторых начинают резаться зубки, поэтому у ребенка всегда должны быть игрушки, которые можно погрызть. Прогулки тоже становятся немного другими – если раньше ребенок часто засыпал на свежем воздухе, то сейчас он почти не спит, наблюдая за всем, что можно увидеть из коляски.

Чему можно научить ребенка в 5 месяцев

Во время игры взрослый может научить ребенка манипулировать предметами – это очень важно, потому что в это время развиваются восприятие, мышление и познавательная активность. Выбирайте яркие игрушки – к цветным предметам ребенок проявит гораздо больше интереса.

Играя с малышом, покажите ему, что мячик можно не только бросать, но и катать, колечки свободно нанизываются на пирамидку, а плюшевый зайка запоет, если нажать на кнопку. Не обязательно ребенок повторит это за вами, сначала он будет просто наблюдать, а сделает потом по-своему, но через несколько месяцев он начнет делать все то, чему вы научите его сейчас.

Начальное развитие речи

В 5 месяцев ребенок активно подражает речи взрослого, особенно интонациям. В его лепете появляются певучие гласные и повторяющиеся слоги, вроде «ба-ба-ба», «ня-ня-ня». Попробуйте поиграть с малышом в игру «вверх-вниз», поднимая его, произносите слово «вверх», а опуская – «вниз». Эти слова можно отделить друг от друга разной интонацией и тембром, чтобы малыш еще лучше понял, что это два разных слова.

Что чувствует и как себя ведет ребенок в 5 месяцев

У малыша в этом возрасте появляются новые реакции на происходящее вокруг. Если раньше его ощущения делились на «хорошо» и «плохо», то сейчас внимательный взрослый заметит среди чувств малыша возбуждение и радость, настороженность, печаль, страх и веселье.

Лепет малыша может означать разные просьбы, которые родители учатся различать по интонации, набору звуков. Ребенок активно демонстрирует свое недовольство, когда ему что-то не нравится: если забрать у него игрушку, которой он заинтересовался, или положить в кроватку, когда он настроен еще побыть на руках у мамы, он будет раздраженно кричать.

Ссылка на основную публикацию